Расстановка политических сил страны в 1995-1999 гг.

Принятие Конституции в 1993 г. укрепило единство в российском государстве. Однако напряженность во взаимодействии центра и субъектов РФ сохраня­лась долгое время. После распада СССР многие регионы по­лучили широкие права. Особенно этих прав добивались ав­тономные республики, области и округа, которые выделялись в составе РФ не по территориальному, а по национальному признаку. Национально-территориальные субъекты доби­лись гораздо большей самостоятельности, чем другие регио­ны. Наиболее напряженными в этом отношении регионами стали республики Северного Кавказа, Татарстан, Якутия, Башкирия, Тува.

Наиболее сложным было положение в Чеченской респуб­лике. Еще в 1990 г. Чечня объявила о своем суверенитете. Националистические силы в этом регионе возглавил отстав­ной генерал Д. Дудаев. В 1993 г. он прекратил деятельность парламента, избранного в 1991 г., а в 1994 г. объявил Рос­сийской Федерации «священную войну». В декабре 1994 г. было решено ввести Вооруженные Силы РФ на территорию Чечни, что мгновенно привело к началу чеченской войны. Дудаев был убит в 1996 г. и в ноябре того же года между че­ченским и российским руководством было подписано согла­шение о мире. Это соглашение подразумевало вывод россий­ских войск с территории Чечни и проведение в республике президентских выборов.

В 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу II созыва. Было избрано 450 депутатов. Из них 36% общего числа мест в Думе получила партия КПРФ, 12% — «Наш дом Россия», 11% — ЛДПР, 10% — блок Г.А. Яв­линского «Яблоко», 17% — независимые и 14% — другие из­бирательные объединения. Победа коммунистов означала усиление противостояния между коммунистическими и де­мократическими силами.

В 1996 г. проводились вторые президентские выборы. Главными претендентами на победу были Б.Н. Ельцин и Г.А. Зюганов как представители двух разнонаправленных движений. Во втором туре Ельцин одержал победу.

В 1998 г. экономическая обстановка в стране ослож­нилась. Недовольство правительством вынудило Пре­зидента Ельцина отправить Правительство РФ в отстав­ку. Meсто Председателя Правительства занял С. В. Кириенко, однако его кандидатура была принята фактически под угро­зой роспуска парламента. Правительство Кириенко прора­ботало меньше полугода и после кризиса 17 августа 1998 г. было отправлено в отставку.

Новым Председателем Прави­тельства РФ стал Е.М. Примаков.

Популярность Примакова росла, но в своих действиях в условиях жесткого противостояния Ельцина и оппозиции он вел себя неопределенно. В результате Ельцин отправляет Примакова в отставку в мае 1999 г. Место Примакова зани­мает С.В. Степашин, однако и он был отправлен в отставку спустя 3 месяца. Такое решение Ельцина стало неожиданнос­тью, так как в Степашине видели его возможного преемника.

Новым Председателем Правительства стал В.В. Путин. Политическая ситуация сложи-лась таким образом, что попу­лярность Путина в обществе росла довольно быстро. Во мно­гом это связывают с его действиями в связи с войной в Чечне и террористическими актами.

В декабре 1999 г. состоялись выборы в Государствен­ную Думу. Пятипроцентный барьер преодолели КПРФ, «Единство», «Отечество — вся Россия» (движение, возглавляемое Прима­ковым и Лужковым), Союз Правых Сил, «Яблоко» и ЛДПР.

В существующих политических условиях и из-за проблем со здоровьем Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил об уходе в отставку и назначил своим преемником Путина.

Итоги преобразований 1991 —1999 гг. оцениваются неоднозначно. Была разрушена административно-плановая система, начался переход к рыночной эко­номике. Возродилась частная собственность, хотя привати­зация была непродуманной и поспешной. Либерализация цен и либерализация торговли способствовали интеграции в ми­ровое хозяйство с одной стороны, а с другой — способ их осуществления привел к обострению социальной напряжен­ности в обществе. Одновременно в стране на протяжении долгого времени сохранялась сложная экономическая ситу­ация, спад производства, низкий уровень жизни населения.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: