Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Революционное движение в России в пореформенный период (условия возникновения, предпосылки, цели, содержание). Народничество и марксизм. Образование революционных партий

Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г. В, Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина)

После разгрома «Народной воли» многие народники уехали

в Европу, где большой популярностью пользовался марксизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руководством коммунистической партии совершит социалистическую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество — социализм, основанный на общественной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, социальной справедливости. Безусловно, это утопическое учение, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности.

          Первым русским марксистом был Г. В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического «Черного передела». В 1883г. в Женеве Плеханов, а также В. Засулич, Игнатов, М. Дейч, Аксельрод создали группу «Освобождение труда». В своей работе «Социализм и политическая борьба» Плеханов писал, что борьба за социализм — это борьба за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут промышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть самодержавие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию.

          Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. После победы социалистической революции рабочие должны установить «диктатуру пролетариата». В будущем этот тезис был отвергнут многими социалистическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В следующей работе «Наши разногласия», полемизируя с народниками, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вскоре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток установления «быстрого социализма». Иначе, писал он, «возникнет обновленный царский деспотизм на коммунистической подкладке».

          Главной задачей группы «Освобождение труда» ее члены считали пропаганду и распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходимо создать условия для возникновения в России рабочей партии марксистского типа. Ими были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено 250 переводов марксистских работ, которые разошлись по всей России.

          Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В 1888 г. такой кружок возник в Казани, впоследствии в него был принят бывший студент Владимир Ульянов.

          В. Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. Его старший брат Александр был казнен за участие в попытке покушения на Александра III (1887). Это оказало огромное влияние на Владимира В 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключен. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. После получения диплома занял должность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Самаре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.

          В эти годы Ульянов посещает собрания марксистов, изучает марксистскую литературу, пишет рефераты по критике народников, ведет нелегальную работу. У него формируется марксистское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что старый, несправедливый мир надо разрушить и построить новый, более справедливый — социализм.

         В 1893 г. Ульянов переехал в Петербург, где организует марксистские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», главное содержание которой сводилось к полемике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу — создать дисциплинированную, сплоченную партию, которая поведет за собой рабочих и крестьян.

         В 1895 г. Ульянов встретился за границей с Плехановым и затем организовал в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В этот «Союз» были объединены все

марксистские рабочие кружки Петербурга. Руководящему центру, в который входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. полиция арестовала 57 членов «Союза», в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.

          Но петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать. В 1898 г. в Минске состоялся I съезд представителей марксистских кружков (9 чел.). Они объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако вскоре делегаты были арестованы. «Союз борьбы» распался. До 1900 г. Ульянов находился в ссылке, написал много работ, некоторые из них он подписывал Н. Ленин. Под именем Ленина он вошел в XX век и мировую историю.

Возникновение народничества. Три течения в народничестве

1. Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ — крестьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию, полагали, что Россия может прийти к новому, справедливому строю — социализму, минуя капитализм.

2. В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист(отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества.

В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университете, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг на роду».

3. Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники

•     защищали интересы крестьян;

•      отрицательно относились к буржуазному строю;

•        верили в социалистическую утопию;

•    надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;

•   не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения;

•   рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль;

•   не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы;

•   полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

•   первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное народничество;

•   второй — 80—90-е годы — либеральное народничество. В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:

•  пропагандистское направление — идеолог П. А. Лавров, дворянин, полковник, профессор математики Артиллерийской академии, за принадлежность к и шутинскому кружку был сослан в Вологду, бежал за границу, жил в Париже, участвовал в Парижской коммуне, был членом I Интернационала, редактировал журнал «Вперед!». Лавров считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма. Исторический прогресс есть результат усилий «критически мыслящих личностей» из интеллигенции. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. Принятом он считал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интеллигенция должна вначале понести социалистические идеи

в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;

•  бунтарское, или анархическое, направление — идеолог М. А. Бакунин, дворянин, прапорщик, студент-философ Берлинского университета. Был приговорен к смертной казни за участие в европейских революциях 1848— 1849 гг., передан русским властям, сослан в Сибирь, бежал в Лон­дон, сотрудничал с Герценом и Огаревым, в 1864 г. вступил в I Интернационал К. Маркса, Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он считал, что государство — это высшее зло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию общества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, по мнению Бакунина, установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом в духе атеизма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом С.Г. Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок «Народная расправа», и попал под его влияние. Нечаев проповедовал, что революционер — это «обреченный человек, у него одна страсть — революция», что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые аморальные. Он создал подпольную организацию со строгой конспирацией и жесткой дисциплиной. Студента И. И. Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за границу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской крепости. В 70-х годах Бакунин объявил люмпен-пролетариат авангардом рабочего движения, а главной силой революции в России считал крестьян. Он доказывал, что русский мужик—«социалист по инстинкту», что нужна только искра, которая сможет зажечь крестьянское восстание. Умер Бакунин в 1876 г. в Швейцарии в больнице для чернорабочих;

заговорщическое направление — идеолог П. Н. Ткачев, небогатый дворянин, осужден по делу Нечаева, бежал за границу, где издавал газету «Набат». Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенство и братство. В конце 70-х годов идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: