Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Реформы и реформаторы в России.

В 1801 г. на российский престол взошел Александр I. С первых дней правления он твердо заявил, что будет проводить реформы по самым насущным проблемам.

В 1802 г. коллегии, которые были созданы еще Пет­ром I как главные органы исполнительной власти, за­менили министерствами. Было учреждено восемь первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-мор­ских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финан­сов, коммерции и народного просвещения. К 1810 г. количе­ство министерств увеличилось, поэтому их функции были еще более четко разграничены. Для решения совместных вопро­сов учредили Комитет министров, а для подготовки законо­проектов — Государственный совет.

В 1802 г. изменения произошли с Сенатом — теперь он представлял собой высший административный су­дебный и контролирующий орган. Он получил право участвовать в обсуждении новых законов. Духовными делами ведал Святейший Синод. Его чле­нов назначал сам император. Главой Синода являлся обер-прокурор. При Александре I эту должность за­нимал князь Голицын.

 Самым активным сторонником реформы системы го­сударственного управления был М. Сперанский. В 1809 г. по поручению императора он представил проект кардинальной политической реформы. В этом проек­те предусматривалось введение политических и гражданских свобод и некоторое ограничение самодержавной власти им­ператора. Основой проекта являлось разделение законода­тельной, исполнительной и судебной властей. В качестве совещательного органа было принято решение созвать Госу­дарственный совет. Александру I понравился проект Спе­ранского, но принять его он так и не решился. Консерватив­но настроенная часть дворян увидела в проекте Сперанского опасность, его

обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и выслали в Нижний Новгород.

В 1803 г. была перестроена система учебных заведе­ний. В момент вступления Александра I на престол в России существовал один-единственный Московский университет, в 1804 г. их уже насчитывается шесть. С 1811 г. открываются лицеи. В 1804 г. был принят университетский устав, который предоставил им автономию. Осуществить все намеченные реформы Александру I помешала война с Фран­цией. В 1855 г. на российский престол взошел старший сын Николая I Александр II, воспитанный не в духе рефор­маторства. Возглавляя секретный Комитет по кресть­янскому вопросу, он зарекомендовал себя сторонником кре­постного права.

В 1856 г. Александр впервые высказался перед мос­ковским дворянством о проблеме крепостного права. Россия легко могла потерять статус великой державы. Необ­ходимо было встать на путь модернизации, т.е. отказаться от крепостного права. В 1861 г. император подписал манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получили свободу и права. Эта реформа получила название «великой», а Алек­сандр II получил звание «царя-освободителя».

В 1864 г. была проведена земская реформа. В уездах и губерниях создавались земства — органы местного самоуправления, которые занимались решением во­просов здравоохранения, местного хозяйства, образования. Но их полномочия были ограничены — земства не могли при­нимать участие в решении общегосударственных вопросов.

В 1864 г. проводилась судебная реформа. Старые суды ликвидировали, а создали единые для всех со­словий мировые и коронные суды. Учредили суды присяжных, которые выносили вердикт о виновности или не­виновности подсудимого.

В 1862—1874 гг. проводилась военная реформа. Страну поделили на военные округа, создали систе­му военного образования. В 1874 г. был утвержден закон о переходе к всеобщей воинской повинности. Муж­чины с 20-ти лет призывались в армию и на флот. Реформы 1860—1870-х гг. остались незавершенными.

В 1881 г. императором России становится Алек­сандр III. В историю он вошел как

 «царь-миротвореи». В годы его правления изменения произошли в системе местного управления. В 1889 г. земским начальни­кам была подчинена сельская администрация. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» ограничило функции земств. «Городовое положение» укрепило роль дво­рянства. Также реформам подверглось и образование. Но­вый университетский устав лишил вузы их автономии. Про­изошло увеличение стоимости обучения.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: