Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Объективная потребность индустриальной модернизации России.

В ходе реформ 1860—1870 гг. началось бурное развитие экономики России, утвердился капиталистиче­ский способ производства. Переход к индустриальному об­ществу — главная задача России в начале XX в.

Индустриальное общество — это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически разви­той отрасли и соответствующих ей социальных и полити­ческих отношений. Такой процесс принято называть мо­дернизацией.

Практически все крупные мировые державы прошли такой период развития. Но в России модернизация имела свои особенности. Модернизация способство­вала укреплению могущества государства. Она мало затра­гивала стороны жизни общества и не все сферы и отрасли в экономике. Именно поэтому модернизация в России содержала слож­ные противоречия, которые тесно связаны с общественной и политической жизнью страны.

Индустриальное общество характеризуется следующими показателями:

· преобладанием доли промышленной продукции в на­циональном доходе;

·  преобладанием численности городского населения над сельским;

·  довольно высоким уровнем грамотности населения.

Изменился уровень промышленного развития. По по­казателям национального дохода Россия занимала чет­вертое место в мире. Впереди стояли такие страны, как США, Германия и Британская империя. Национальный доход страны на тот момент равнялся 16,4 млрд руб. Это со­ставляло 7,4% от общемирового. В 1908— 1916 гг. темпы при­роста национального дохода заметно росли и уже были са­мыми высокими в мире, благодаря чему Россия опережала многие страны.

По валовому промышленному производству Россия на­ходилась на пятом месте в мире, уступая Франции. Это 5,7 млрд руб. — 3,8% от общемирового. Уступая США, Российская империя занимала второе мес­то по длине железных дорог.

Однако по качественным показателям Российская импе­рия во многом уступала ведущим странам мира. В расчете на одного человека национальный доход составлял 89 руб. в год, что было в 5—8 раз ниже, чем в развитых странах. Также в 5— 10 раз Россия уступала по объему промышленного производ­ства на человека тем же странам-лидерам.

Урбанизация — один из важнейших показателей для любой страны. По этому показателю Россия оставалась сельской страной. Огромное количество промышлен­ного и промыслового населения страны проживало в дерев­нях и поселках сельского типа. В городах проживало лишь свыше 30 млн человек. Это составляло 18% всего населения.

Уровень образования в стране был низким. Но посте­пенно возрос интерес к получению образования сре­ди населения всех слоев общества. Государство ста­ло значительно увеличивать затраты на образование в стране в целом. В период 1900— 1915 гг. они увеличились в пять раз. Началась перестройка системы среднего образования, пред­полагалось ввести всеобщее обязательное образование. Строились гимназии, школы, училища. Уже в 1913 г. в учили­щах обучалось 55 тыс. человек, в их числе 10 тыс. девушек. Но несмотря на все эти достижения, только 30% детей регу­лярно обучалось в школах.

В 1908 г. в Москве был открыт народный университет имени А.П. Шанявского. В этом университете читали лекции самые уважаемые ученые России. Со временем университе­ты появились в таких городах, как Санкт-Петербург, Ново­черкасск, Томск, Саратов. К 1914 г. в России было 100 выс­ших учебных заведений, в них обучалось примерно 130 тыс. человек.

Но несмотря на все попытки улучшить образование в стра­не, Россия не попадала в число развитых молодых держав, а значительно от них отставала.

Страна по-прежнему оставалась аграрной, модернизационные процессы охватили незначительную долю народного хозяйства.Сельское хозяйство давало 51 % национального дохо­да, промышленность — 28%, остальная доля — транс­порт, торговля.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: