Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Россия в начале XIX в.

В начале XIX в. Россия занимала территорию от Балтий­ского моря до Тихого океана.

Население увеличилось почти в два раза и составило 70 млн человек. Наиболее плотно были заселены цен­тральные районы. Меньше народа проживало в Сиби­ри, а Дальний Восток представлял собой огромную незасе­ленную территорию. В России вместе с русским народом проживали украинцы и белорусы (в западных и южных гу­берниях), тюркоязычные народы (от Волги до Восточной Арктики), финно-угорские народы (Поволжье, север Европей­ской России). Большая часть населения страны исповедова­ла православие, однако в западных губерниях было распро­странено католичество, а в Прибалтике — протестантство. Татары, башкиры, большинство горцев Кавказа придержи­вались ислама, калмыки и буряты исповедовали буддизм.

В России в начале века господствовал сословный строй. Большую часть населения составляли кре­стьяне. Они подразделялись на несколько категорий. 15 млн принадлежали к государственным крестьянам, они терпели поборы и произвол властей. Следующую категорию составляли помещичьи крестьяне. В отличие от государ­ственных они имели мало земли. Более 14 млн человек отно­сились к крепостным. Самым богатым и привилегированным сословием было дворянство. Его преимущество по сравне­нию с другими заключалось в том, что дворяне владели кре­постными крестьянами. Важные привилегии имелись и у ку­печества, которое было освобождено от многих податей и рекрутчины. Но особое место занимало казачество, кото­рое представляло собой военизированное сословие. Казаки выполняли функцию охраны приграничных территорий го­сударства. К середине XIX в. в России насчитывалось девять казачьих войск: Донское, Черноморское, Терское, Астрахан­ское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. Во главе каждого войска стоял наказной атаман.

В первой половине XIX в. Россия была аграрной, стра­ной. Постепенно начало происходить разложение на­турального хозяйства и внедрение товарно-денежных отношений в деревне. Росло значение экспорта хлеба — к середине XIX в. он достиг примерно 70 млн пудов. Для по­вышения эффективности хозяйства начали нанимать крестьян - отходников, расширять посевы пшеницы, улучшать техниче­ское оснащение. Некоторые помещики стали использовать сельскохозяйственные машины. Другим приемом повышения эффективности хозяйства являлось усиление эксплуатации крестьян. Им приходилось платить оброк и отрабатывать бар­щину. Многие помещики заставляли крепостных пять дней в не­делю работать на господских полях. Другие помещики застав­ляли крестьян все время работать в барском хозяйстве.

В начале века для оказания финансовой поддержки во­енным начали печатать ассигнации (бумажные день­ги). Но в первой четверти XIX в. их выпуск настолько возрос, что произошло их обесценивание.

В первой половине XIX в. продолжает формировать­ся всероссийский рынок. Стимулировали его разви­тие промышленность, рост городов, а тормозила низкая поку­пательная способность населения. Крупными покупателями могли быть только дворяне, купцы. Ведущее место в торгов­ле занимали ярмарки, которые представляли собой сезонную оптовую систему торговли. Наибольшей популярностью пользовались Нижегородская, Ирбитская и Ростовская ярмар­ки. В крупных городах начали появляться магазины. В страну в основном ввозили одежду, которую могли позволить себе дворяне, так как она была слишком дорогой. Также осуще­ствлялся импорт чая, кофе и других продуктов.

Слабым местом в экономике России были пути сооб­щения. В начале века все грузы в основном передви­гались по рекам. В южных губерниях, где рек было немного, грузы перевозили по грунтовым дорогам. Их недо­статок состоял в том, что весной и осенью они становились непроходимыми. Уже в середине XIX в. начинают строить шоссейные дороги, которые соединяли между собой круп­ные города России. Особое значение для страны имело стро­ительство железных дорог.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: