Опричина. Русская культура XVI в.
Январь 1565 г. – гонец царя огласил на Красной площади послание о том, что царь «положил гнев и опалу на высшее духовенство и всех феодалов, за их нежелание воевать против недругов». Через несколько дней царь согласился вернуться на престол, но с тем условием, чтобы казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричину. Опричиной назывался удел, который выделялся вдовым княгиням, «опричь» (кроме всей русской земли).
Цель опричины – подрыв экономической мощи феодальной аристократии путем ликвидации ее обширного вотчинного землевладения за счет земель дворянства.
Вся страна была разделена на 2 части: опричину (поморские уделы, важные в торгово-промышленном отношении земли Строгоновских на Урале; некоторые слободы и улицы Москвы, центральные уезды, где располагали вотчины бояр) и заемщину (земля, не выделенная в опричину). Феодалы, не включенные в опричину, лишались своих земельных владений. Их земли раздавались опричникам.
Отмена опричины. 1571 г. – поход хана Девлет – гирея на Москву. Опричники, которые должны были держать заслон на Оке, не вышли на службу. Через год хан повторил набег. У села Молоди (50 км. от Москвы) ханское войско разбили земские и опричные полки во главе с кн. Воротынским. Победа эта показала вредность разделения страны и войска на две части. Осенью 1572 г. – отмена опричины.
Итоги правления Ивана IV. В результате опричины не произошло изменений в структуре общественных отношений, резко ухудшилось положение народных масс. Результат опричины – хозяйственный кризис. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. Ответом на бегство крестьян стало крепостническое законодательство. 1581 – 1582 гг. – впервые Юрьев день был объявлен «заповедным» (запрещался переход крестьян). Остальные года также были «заповедными». Ухудшение экономического положения народных масс поставило Россию на порог первой в своей истории крестьянской войны.
Русская культура XVI в.
Книгопечатание. Около 1553 г. – первая типография в России, но имена печатников не известны. 1563 – 1564 гг. – дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными («Апостол»). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25-Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги.
«Сказание о князьях Владимирских» - произведение, в котором подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров.
Переписка князя А.М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношении монарха и подданых вели яростный спор талантливые и политические противники – Курбский и Иван IV. 1564 г. – Иван IV получил послание князя Курбского из-за рубежа (Литвы), обвиняющее его в тирании.
Регламентация русской жизни. «Домстрой» попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает «домоводство». Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены.
Архитектура XVI в. На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Конец XVI в. – «городовых дел мастер» Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений «Белого города» длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца). Конь построил также Кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова монастыря в Москве и Пафнутьева (в Боровске) монастыря. Последние годы XVI в – создание последней внешней линии укреплений Москвы – «Скородома» (деревянной стены по земляному валу). «Скородом» проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая треть XVI в. – в каменное зодчество проникает из деревянного шаровой стиль. Шедевр этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (в черте Москвы). 1554 – 1561 гг. – архитектор Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, что на рву, в честь взятия Казани.
Живопись. В это время в живописи продолжалась традиция Андрея Рублева. Особенно выделялись фрески Дионисия. Лучшие его росписи сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае.
Вторая половина XVI в. – появление портретизма и изображений, с чертой реального сходства.