Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Судебная реформа 1864 года. Изменения судебной системы. Принципы судопроизводства.

Структуру дореформенной судебной системы составля­ли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для дворян, горожан, крестьян; специ­альные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы — губернские правления, органы полиции и др.

Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при  закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы,

В 1864 году  в России была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России. Основной целью этой реформы явилось упразднение многочисленных судов, которые рассматривали дела различных категорий населения упрощение судоустройства. В ноябре 1864 г. Александром II были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы:

Учреждения судебных установлений,

Устав уголовного судопроизводства,

Устав о наказании налагаемых мировыми судьями.

Они предусматривали бессословность суда, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды.

К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей.

К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Новые принципы:

·                       отделение суда от администрации,

·                       создание всесословного суда,

·                       равенство всех перед судом,

·                       несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор,

·                       выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

Были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельность старых.

Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах — должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором.

Принцип состязательности в судебном процессе потребовало создания нового  института — адвокатуры (присяжных поверенных). Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.

Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

В основу преобразований осуществившихся в ходе реформы 1864 г. был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административ­ной. В законе отмечалось, что в судебном процессе "власть обви­нительная отделяется от судебной".

Провозглашалось равенство всех перед законом. Путаницы в системе старых судебных учреждений не стало вместе с отменой принципа сословности судов. Пережитки сословности сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, военные, коммерческие и инородческие суды).

Для этого образовывались единые для всех сословий общегражданские суды, которые делились на 2 группы: общие и местные судебные установления – органы. Вместе с ними осуществляли деятельность и военные суды.

По гражданским делам перед судьями выступали стороны или их представители, а по уголовным  с одной стороны   обвинитель-прокурор, а с другой – защитник обвиняемого (адвокат),  причем его присутствие на процессе было обязательным. Если обвиняемый не был в состоянии оплатить услуги адвоката, суд назначал ему бесплатного защитника.

Вводился и институт судебных следователей – особых чиновников, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния.

Реформировалась и судебная организация. Вводились мировой и коронные суды.

Мировые суды образовывались на территории каждого участка, на который делился уезд, следовательно в уезде их было несколько. Причем эти суды должны были быть созданы повсеместно Мировые судьи, избиравшиеся уездными земскими собраниями и утверждавшиеся Сенатом  (должность не была оплачиваемой, т.е занимали ее обеспеченные люди), рассматривали мелкие гражданские иски,  дела о малозначительных преступлениях. Наказания также были малозначительными:  кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше трехсот рублей.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами.

Мировой округ включал в себя уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

Следующей инстанцией мирового суда были съезды мировых судей, избиравшие из своей среды председателя. На нем можно было обжаловать решение мирового судьи.

Коронный суд имел две инстанции: первой инстанцией был окружной суд; второй - судебная палата. Высшей судебной инстанцией был Правительствующий Сенат

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из  председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на  уровне  первого звена  общей судебной  системы   (окружных судов) были присяжные заседатели (в количестве 12 человек, выбираемых из «местных обывателей всех сословий» - это было новшеством).  Присяжные устанавливали виновность или невиновность обвиняемого, а меру наказания определял судья. Суд присяжных   являлся прогрессивной чертой отправления правосудия того времени. 

 На суд присяжных предлагались дела "о преступлениях проступках, влекущих за собой наказания, соединенные лишением всех  прав  состояния,  а также  всех  или  некоторых особенных прав и преимуществ".

На судебные палаты (образовывались они на территории нескольких губерний) возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии "сословных представителей", в числе которых были губернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернского города и волостной старшина.

Основные функции: принятие решения о предании суду лица, разбирательство дел, касающихся государственных преступлений и преступлений по должности, апелляционный пересмотр дел, рассмотренных окружными судами. Здесь участие присяжных заседателей не допускалось.

Правительствующий Сенат - действовал в двух департаментах: уголовных и гражданских дел. Там  рассматривались дела о наиболее опасных преступлениях, осуществлялся апелляционный пересмотр дел, которые были рассмотрены судебными палатами или судьями самого сената.

С 1877 года Сенат являлся и высшей дисциплинарной инстанцией, в связи с чем в его составе образовали дисциплинарное присутствие в составе 6 сенаторов - они решали вопрос о предании суду судей, прокуроров и даже присяжных, если они превышали свои полномочия.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение "прямого смысла законов", просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (и особом порядке судопроизводства). В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности.

Верховный Суд занимал особое место в системе общих судебных учреждений. Он образовывался каждый раз для рассмотрения конкретных уголовных дел чрезвычайной важности - если преступления совершались министрами или соответствующими должностными лицами, членами Государственного Совета. Приговоры этого суда обжалованию не подлежали, а могли быть отменены или изменены только царскими актами помилования.

Надзор за законностью действий судебных учреждений возлагался на обер-прокурора Сената, прокуроров судебных палат и окружных судов, подчинявшихся министру юстиции и имевших свой штат помощников – товарищей прокурора.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: