Сущность, формы, функции исторического знания
История — неотъемлемая составляющая общей культуры. У человека, изучающего историю, в процессе познавательной деятельности и накопления исторических знаний формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания.
В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, которые присущи как обществу в целом, так и составляющим его социальным группам.
В процессе изучения истории у людей складывается представление об основных этапах развития цивилизации, о том, как наше государство изменялось на протяжении столетий. Они знакомятся с памятниками культуры, познают самобытность своего народа.
В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наглядный пример жизни для воспитания человека, формирования его этнического сознания.
История как наука всегда воплощает социальную память всех поколений.
Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества. (Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В,О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».)
Как и любая другая наука, историческая наука о развитии человеческого общества имеет свой предмет и принципы исследования. Один из таких принципов — это изучение различных сфер деятельности людей, изучение процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе.
История — это не только наука о прошлом, но также наука о поступательном движении человеческого общества как едином, разностороннем и противоречивом процессе.
От методологии исследования зависит успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция.