Объективная потребность индустриальной модернизации России.
В ходе реформ 1860—1870 гг. началось бурное развитие экономики России, утвердился капиталистический способ производства. Переход к индустриальному обществу — главная задача России в начале XX в.
Индустриальное общество — это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой отрасли и соответствующих ей социальных и политических отношений. Такой процесс принято называть модернизацией.
Практически все крупные мировые державы прошли такой период развития. Но в России модернизация имела свои особенности. Модернизация способствовала укреплению могущества государства. Она мало затрагивала стороны жизни общества и не все сферы и отрасли в экономике. Именно поэтому модернизация в России содержала сложные противоречия, которые тесно связаны с общественной и политической жизнью страны.
Индустриальное общество характеризуется следующими показателями:
· преобладанием доли промышленной продукции в национальном доходе;
· преобладанием численности городского населения над сельским;
· довольно высоким уровнем грамотности населения.
Изменился уровень промышленного развития. По показателям национального дохода Россия занимала четвертое место в мире. Впереди стояли такие страны, как США, Германия и Британская империя. Национальный доход страны на тот момент равнялся 16,4 млрд руб. Это составляло 7,4% от общемирового. В 1908— 1916 гг. темпы прироста национального дохода заметно росли и уже были самыми высокими в мире, благодаря чему Россия опережала многие страны.
По валовому промышленному производству Россия находилась на пятом месте в мире, уступая Франции. Это 5,7 млрд руб. — 3,8% от общемирового. Уступая США, Российская империя занимала второе место по длине железных дорог.
Однако по качественным показателям Российская империя во многом уступала ведущим странам мира. В расчете на одного человека национальный доход составлял 89 руб. в год, что было в 5—8 раз ниже, чем в развитых странах. Также в 5— 10 раз Россия уступала по объему промышленного производства на человека тем же странам-лидерам.
Урбанизация — один из важнейших показателей для любой страны. По этому показателю Россия оставалась сельской страной. Огромное количество промышленного и промыслового населения страны проживало в деревнях и поселках сельского типа. В городах проживало лишь свыше 30 млн человек. Это составляло 18% всего населения.
Уровень образования в стране был низким. Но постепенно возрос интерес к получению образования среди населения всех слоев общества. Государство стало значительно увеличивать затраты на образование в стране в целом. В период 1900— 1915 гг. они увеличились в пять раз. Началась перестройка системы среднего образования, предполагалось ввести всеобщее обязательное образование. Строились гимназии, школы, училища. Уже в 1913 г. в училищах обучалось 55 тыс. человек, в их числе 10 тыс. девушек. Но несмотря на все эти достижения, только 30% детей регулярно обучалось в школах.
В 1908 г. в Москве был открыт народный университет имени А.П. Шанявского. В этом университете читали лекции самые уважаемые ученые России. Со временем университеты появились в таких городах, как Санкт-Петербург, Новочеркасск, Томск, Саратов. К 1914 г. в России было 100 высших учебных заведений, в них обучалось примерно 130 тыс. человек.
Но несмотря на все попытки улучшить образование в стране, Россия не попадала в число развитых молодых держав, а значительно от них отставала.
Страна по-прежнему оставалась аграрной, модернизационные процессы охватили незначительную долю народного хозяйства.Сельское хозяйство давало 51 % национального дохода, промышленность — 28%, остальная доля — транспорт, торговля.
Предыдущие статьи: | Следующие статьи: |