Реформы и реформаторы в России.
В 1801 г. на российский престол взошел Александр I. С первых дней правления он твердо заявил, что будет проводить реформы по самым насущным проблемам.
В 1802 г. коллегии, которые были созданы еще Петром I как главные органы исполнительной власти, заменили министерствами. Было учреждено восемь первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. К 1810 г. количество министерств увеличилось, поэтому их функции были еще более четко разграничены. Для решения совместных вопросов учредили Комитет министров, а для подготовки законопроектов — Государственный совет.
В 1802 г. изменения произошли с Сенатом — теперь он представлял собой высший административный судебный и контролирующий орган. Он получил право участвовать в обсуждении новых законов. Духовными делами ведал Святейший Синод. Его членов назначал сам император. Главой Синода являлся обер-прокурор. При Александре I эту должность занимал князь Голицын.
Самым активным сторонником реформы системы государственного управления был М. Сперанский. В 1809 г. по поручению императора он представил проект кардинальной политической реформы. В этом проекте предусматривалось введение политических и гражданских свобод и некоторое ограничение самодержавной власти императора. Основой проекта являлось разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. В качестве совещательного органа было принято решение созвать Государственный совет. Александру I понравился проект Сперанского, но принять его он так и не решился. Консервативно настроенная часть дворян увидела в проекте Сперанского опасность, его
обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и выслали в Нижний Новгород.
В 1803 г. была перестроена система учебных заведений. В момент вступления Александра I на престол в России существовал один-единственный Московский университет, в 1804 г. их уже насчитывается шесть. С 1811 г. открываются лицеи. В 1804 г. был принят университетский устав, который предоставил им автономию. Осуществить все намеченные реформы Александру I помешала война с Францией. В 1855 г. на российский престол взошел старший сын Николая I Александр II, воспитанный не в духе реформаторства. Возглавляя секретный Комитет по крестьянскому вопросу, он зарекомендовал себя сторонником крепостного права.
В 1856 г. Александр впервые высказался перед московским дворянством о проблеме крепостного права. Россия легко могла потерять статус великой державы. Необходимо было встать на путь модернизации, т.е. отказаться от крепостного права. В 1861 г. император подписал манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получили свободу и права. Эта реформа получила название «великой», а Александр II получил звание «царя-освободителя».
В 1864 г. была проведена земская реформа. В уездах и губерниях создавались земства — органы местного самоуправления, которые занимались решением вопросов здравоохранения, местного хозяйства, образования. Но их полномочия были ограничены — земства не могли принимать участие в решении общегосударственных вопросов.
В 1864 г. проводилась судебная реформа. Старые суды ликвидировали, а создали единые для всех сословий мировые и коронные суды. Учредили суды присяжных, которые выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого.
В 1862—1874 гг. проводилась военная реформа. Страну поделили на военные округа, создали систему военного образования. В 1874 г. был утвержден закон о переходе к всеобщей воинской повинности. Мужчины с 20-ти лет призывались в армию и на флот. Реформы 1860—1870-х гг. остались незавершенными.
В 1881 г. императором России становится Александр III. В историю он вошел как
«царь-миротвореи». В годы его правления изменения произошли в системе местного управления. В 1889 г. земским начальникам была подчинена сельская администрация. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» ограничило функции земств. «Городовое положение» укрепило роль дворянства. Также реформам подверглось и образование. Новый университетский устав лишил вузы их автономии. Произошло увеличение стоимости обучения.
Предыдущие статьи: | Следующие статьи: |