Крепостное право в России.
В начале XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Большую часть населения составляли крестьяне, которые в основном принадлежали помещикам и находились в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия занимала чуть ли не последнее место среди других государств. Зависимость крестьян от помещика и их безразличие к результатам труда приводили к тому, что сельское хозяйство становилось все менее эффективным. Но это никак не влияло на мнение помещиков, которые не хотели лишаться своих привилегий, а тем более отказываться от крепостничества. Поэтому правительство запретило публиковать объявления о продаже крепостных. Но этот запрет не выполнялся — в объявлениях теперь говорилось о сдаче крепостных «в аренду». В 1803 г. правительство издало Указ о свободных хлебопашцах. Согласно этому документу крестьяне получили право уходить от помещика на волю с землей за выкуп. Но эта мера никак не повлияла на крепостническую систему — освободилось всего 0,5% частновладельческих крестьян. По поручению императора государственными деятелями разрабатывались проекты по освобождению крестьян.
В годы правления Николая I крестьянский вопрос еще сильнее обострился и требовал немедленного решения. Для этого несколько раз собирались Секретные комитеты, но ни к чему конкретному так и не пришли. Освобождению крестьян мешала политика, направленная на консервацию старых порядков. Правительство все же старалось смягчить крепостное право. Вышел запрет на то, чтобы отдавать крепостных на завод, а также ограничилось право помещиков отправлять крестьян в ссылку. В 1841 г. приняли закон, в соответствии с которым не разрешалось продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1837—1841 гг. была проведена реформа управления государственными крепостными. Цель реформы заключалась в том, чтобы приподнять благосостояние этих крестьян, упростить сбор налогов. Управление этой категорией крестьян передали Министерству государственных имуществ. После проведения реформы в России ввели выборное местное крестьянское самоуправление.
Крепостная система тормозила индустриальную модернизацию страны, так как отсутствовала свободная рабочая сила, не происходило накопления капиталов, которые вкладывались в производство. В середине XIX в. протесты крестьян против крепостничества проявлялись в следующем: отказе от работы; отказе от выплаты сбора; побегах; поджогах помещичьих имений.
Народные волнения оказали влияние на правительство. Весной 1842 г. Николай I заявил: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным». После 1856 г. у всех окончательно сложилось мнение, что крепостное право следует отменить. Эту идею поддержали и радикалы, и либералы, и даже консерваторы.
Медлительность Секретного комитета привела к тому, что Александр II учредил новый орган. Он попросил своего друга генерал-губернатора Назимова обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссии по разработке проекта реформы. В ответ на это 20 ноября 1857 г. вышел указ (рескрипт Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Этот документ считается отправной точкой официальной и открытой истории подготовки крестьянской реформы. В 1858 г. вместо Секретного комитета появился Главный комитет по крестьян-скому делу. В его первостепенную задачу входила разработка общей правительственной линии в деле освобождения крестьян. В марте 1859 г. при Главном комитете учредили редакционные комиссии, которые должны были собирать воедино все проекты, разра-ботанные губернскими комитетами. Обобщенные проекты были готовы к октябрю 1860 г.
Документом, отменяющим крепостное право, являлся Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей...» от 19 февраля 1861 г. Согласно этому документу крестьяне получили личную свободу и общегражданские права. С этого момента крестьяне могли владеть имуществом, заключать сделки.
При решении земельного вопроса крестьянские наделы уменьшились — в черноземной полосе отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной — 10%. В целом крестьяне получили на 20% земли меньше той, на которой они трудились до проведения реформы.
Если крестьянин получил землю, то он был обязан оплатить ее стоимость. Цена земли на рынке составляла 544 млн руб., но формула расчета, разработанная правительством, увеличила ее цену на 323 млн руб. Крестьяне, естественно, не могли оплатить ее, поэтому правительство предоставило им ссуду в размере 80% стоимости наделов. Но оставалось еще 20%, которые крестьянская община должна была выплачивать сама.
Предыдущие статьи: | Следующие статьи: |