Крепостное право в России.

В начале XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Большую часть населения составляли крестьяне, ко­торые в основном принадлежали помещикам и нахо­дились в крепостной зависимости. В решении крестьянско­го вопроса Россия занимала чуть ли не последнее место среди других государств. Зависимость крестьян от помещика и их безразличие к результатам труда приводили к тому, что сель­ское хозяйство становилось все менее эффективным. Но это никак не влияло на мнение помещиков, которые не хотели ли­шаться своих привилегий, а тем более отказываться от кре­постничества. Поэтому правительство запретило публико­вать объявления о продаже крепостных. Но этот запрет не выполнялся — в объявлениях теперь говорилось о сдаче кре­постных «в аренду». В 1803 г. правительство издало Указ о свободных хлебопашцах. Согласно этому документу крес­тьяне получили право уходить от помещика на волю с землей за выкуп. Но эта мера никак не повлияла на крепостническую систему — освободилось всего 0,5% частновладельческих крестьян. По поручению императора государственными дея­телями разрабатывались проекты по освобождению крестьян.

В годы правления Николая I крестьянский вопрос еще сильнее обострился и требовал немедленного реше­ния. Для этого несколько раз собирались Секретные комитеты, но ни к чему конкретному так и не пришли. Осво­бождению крестьян мешала политика, направленная на кон­сервацию старых порядков. Правительство все же старалось смягчить крепостное право. Вышел запрет на то, чтобы отда­вать крепостных на завод, а также ограничилось право поме­щиков отправлять крестьян в ссылку. В 1841 г. приняли закон, в соответствии с которым не разрешалось продавать кресть­ян поодиночке и без земли. В 1837—1841 гг. была проведена реформа управления государственными крепостными. Цель реформы заключалась в том, чтобы приподнять благосостоя­ние этих крестьян, упростить сбор налогов. Управление этой категорией крестьян передали Министерству государственных имуществ. После проведения реформы в России ввели выбор­ное местное крестьянское самоуправление.

Крепостная система тормозила индустриальную мо­дернизацию страны, так как отсутствовала свободная рабочая сила, не происходило накопления капиталов, которые вкладывались в производство. В середине XIX в. протесты крестьян против крепостничества проявля­лись в следующем: отказе от работы; отказе от выплаты сбора;  побегах; поджогах помещичьих имений.

Народные волнения оказали влияние на правитель­ство. Весной 1842 г. Николай I заявил: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным». После 1856 г. у всех окончательно сложилось мнение, что крепост­ное право следует отменить. Эту идею поддержали и ради­калы, и либералы, и даже консерваторы.

Медлительность Секретного комитета привела к тому, что Александр II учредил новый орган. Он попросил своего друга генерал-губернатора Назимова обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссии по разработке проекта реформы. В от­вет на это 20 ноября 1857 г. вышел указ (рескрипт Назимо­ву) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Этот документ считается отправной точкой официальной и открытой истории подготовки крес­тьянской реформы. В 1858 г. вместо Секретного комитета появился Главный комитет по крестьян-скому делу. В его первостепенную задачу входила разработка общей прави­тельственной линии в деле освобождения крестьян. В марте 1859 г. при Главном комитете учредили редакционные комис­сии, которые должны были собирать воедино все проекты, разра-ботанные губернскими комитетами. Обобщенные про­екты были готовы к октябрю 1860 г.

Документом, отменяющим крепостное право, являлся Манифест «О всемилостивейшем даровании крепо­стным людям прав состояния свободных сельских обывателей...» от 19 февраля 1861 г. Согласно этому до­кументу крестьяне получили личную свободу и общеграж­данские права. С этого момента крестьяне могли владеть иму­ществом, заключать сделки.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы уменьшились — в черноземной полосе отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной — 10%. В целом крестьяне получили на 20% земли меньше той, на которой они трудились до про­ведения реформы.

Если крестьянин получил землю, то он был обязан оплатить ее стоимость. Цена земли на рынке составляла 544 млн руб., но формула расчета, разработанная правительством, увели­чила ее цену на 323 млн руб. Крестьяне, естественно, не мог­ли оплатить ее, поэтому правительство предоставило им ссу­ду в размере 80% стоимости наделов. Но оставалось еще 20%, которые крестьянская община должна была выплачивать сама.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: