Принятие христианства.

Еще в VII—X вв. восточные славяне были язычника­ми. Их божествами были:  Сварог — бог неба; Дажьбог — бог Солнца; Стрибог — бог ветра; Перун — бог грома и молнии, покровитель дружины;  Велес — бог скота и покровитель пастухов;  Ярила — бог весны; Купала — бог лета; Мокошь — богиня рукоделия.

К земледельческим богам относились древнейшие боже­ства Род и рожаницы. Славянское язычество не имело сход­ства ни с античным, ни со скандинавским язычеством — сре­ди славянских богов не было главного.

Произошло объединение славян под властью Киева. Для укрепления власти князя нужен был главный бог, и в связи с этим потребовалась первая религиозная реформа. Считалось, что как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен быть един­ственным властителем на небе, т.е. происходила замена разрозненных языческих культов единой религией. Это яв­лялось главной причиной для осуществления религиозной ре­формы. Второстепенная же причина состояла в намерении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христи­анства.

В 986 г. была предпринята попытка осуществления пер­вой религиозной реформы. По приказу Киевского князя Вла­димира в городе установили идолов шести божеств, которые включались в государственный пантеон. Но эта попытка не увенчалась успехом. Население отказы­валось воспринимать новые представления о старых богах.

Тогда князь Владимир принял решение обратиться к новой религии. При выборе веры князь Владимир встретился и беседовал с представителями всех рели­гий. По поверьям того времени считалось, что ислам был от­вергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее вескими князю показа­лись аргументы византийского священника. Главная причина, по которой было решено принять христианство, заключа­лась в том, что существовали прочные связи Руси с Византи­ей. Было принято решение о крещении Руси по византий­скому обряду.

Крещение князя Владимира и киевлян, состоявше­еся в 988 г., положило начало широкому распростра­нению христианства на Руси. Крещение же остальной Руси заняло довольно длительное время. Только к концу XI в. на Северо-Востоке завершилось обращение населения в хри­стианство. Само крещение не раз встречало сопротивление населения. Крупное восстание произошло в Новгороде. Го­рожане дали согласие на крещение лишь после того, как княжеские дружинники попытались поджечь город.

Принятие христианства имело большое значение для Руси. Оно способствовало расцвету материаль­ной культуры. Иконопись, фрески, мозаика, приемы кладки кирпич­ных стен, возведения куполов, камнерезное дело и др. — все это пришло на Русь из Византии благодаря  распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира. Благодаря христианству появилась письменность на славянском языке, которая была создана болгарски­ми просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться первые на Руси рукописные книги.

При монастырях возникали школы, постепенно рас­пространялась грамотность. Церковь запрещала жер­твоприношения, стремилась ограничить рабство, бо­ролась с работорговлей.

Для европейцев Русь перестала быть варварской страной и уже считалась равной среди равных евро­пейских держав. Укрепление ее международного по­ложения выразилось в многочисленных династиче­ских браках.

Принятие христианства поспособствовало объедине­нию восточнославянских племен в единую древнерус­скую народность. На смену сознанию племенной общ­ности пришло осознание общности всех русских вообще.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: