Принятие христианства.
Еще в VII—X вв. восточные славяне были язычниками. Их божествами были: Сварог — бог неба; Дажьбог — бог Солнца; Стрибог — бог ветра; Перун — бог грома и молнии, покровитель дружины; Велес — бог скота и покровитель пастухов; Ярила — бог весны; Купала — бог лета; Мокошь — богиня рукоделия.
К земледельческим богам относились древнейшие божества Род и рожаницы. Славянское язычество не имело сходства ни с античным, ни со скандинавским язычеством — среди славянских богов не было главного.
Произошло объединение славян под властью Киева. Для укрепления власти князя нужен был главный бог, и в связи с этим потребовалась первая религиозная реформа. Считалось, что как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен быть единственным властителем на небе, т.е. происходила замена разрозненных языческих культов единой религией. Это являлось главной причиной для осуществления религиозной реформы. Второстепенная же причина состояла в намерении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.
В 986 г. была предпринята попытка осуществления первой религиозной реформы. По приказу Киевского князя Владимира в городе установили идолов шести божеств, которые включались в государственный пантеон. Но эта попытка не увенчалась успехом. Население отказывалось воспринимать новые представления о старых богах.
Тогда князь Владимир принял решение обратиться к новой религии. При выборе веры князь Владимир встретился и беседовал с представителями всех религий. По поверьям того времени считалось, что ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее вескими князю показались аргументы византийского священника. Главная причина, по которой было решено принять христианство, заключалась в том, что существовали прочные связи Руси с Византией. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.
Крещение князя Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 г., положило начало широкому распространению христианства на Руси. Крещение же остальной Руси заняло довольно длительное время. Только к концу XI в. на Северо-Востоке завершилось обращение населения в христианство. Само крещение не раз встречало сопротивление населения. Крупное восстание произошло в Новгороде. Горожане дали согласие на крещение лишь после того, как княжеские дружинники попытались поджечь город.
Принятие христианства имело большое значение для Руси. Оно способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фрески, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело и др. — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира. Благодаря христианству появилась письменность на славянском языке, которая была создана болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться первые на Руси рукописные книги.
При монастырях возникали школы, постепенно распространялась грамотность. Церковь запрещала жертвоприношения, стремилась ограничить рабство, боролась с работорговлей.
Для европейцев Русь перестала быть варварской страной и уже считалась равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
Принятие христианства поспособствовало объединению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
Предыдущие статьи: | Следующие статьи: |