Экономическое развитие, социальные отношения и становление абсолютной монархии в XVII. Роль русской православной церкви в обществе.

Политический строй России при первых Романовых

Основные даты и события: 1613 г. — воцарение Михаила Федоровича Романова; 1649 г. — принятие Соборного уложения; 1653 г. — последний Земский собор.

 1653 г. — принятие Таможенного устава; 1667 г. — принятие Новоторгового устава

План ответа: 1) основные направления перемен в политическом строе; 2) Земские соборы; 3) Боярская дума; 4) приказная система; 5) местное управление; 6) Соборное уложение 1649 г. 7) начало оформления абсолютизма.

Первым русским царем новой династии стал Михаил Федорович Романов (1613—1645). К моменту начала правления ему едва исполнилось 16 лет. В таком возрасте он не мог быть самостоятельным политиком. Вступая на престол, Михаил произнес торжественную клятву, в которой обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь выполнял вплоть до возвращения из плена своего отца. Филарет, провозглашенный в 1619 г. патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Вплоть до своей смерти в 1633 г. Филарет являлся фактическим правителем России. После смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (1645—1676).

Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление монаршей власти и ослабление роли сословно-представительных органов в государственной жизни.

Обещание Михаила Федоровича править в согласии с Земским собором и Боярской думой не было случайным: в условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти царь вынужден был искать опору. Такой опорой стал в первую очередь Земский собор. На протяжении всего царствования Михаила Федоровича особенностью Земских соборов был значительный рост представительства низших сословий. Причем избранные на Собор депутаты получали от своих избирателей «наказы» и должны были отстаивать их перед царем. Однако по мере укрепления царской власти и стабилизации обстановки в стране Земские соборы стали собираться все реже.

После смерти Филарета некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парламент. Однако эти идеи не отвечали интересам самодержавной власти. Соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения путей развития страны. Последний Земский собор, на котором были широко представлены различные слои российского общества, был созван в 1653 г. Он принял в российское подданство население Левобережной Украины и Киева. В дальнейшем главной опорой самодержавной власти стали бюрократия и армия.

Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем — так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение (до ста человек). Причем в Думу входила теперь не только родовая аристократия, но и представители незнатных родов. Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы — войны и мира, утверждения законопроектов, введения новых налогов, решения спорных вопросов и т. д. Руководил ее работой царь либо назначенный им боярин.

Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоявший из наиболее доверенных лиц — «ближнюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно заменила собой «большую». В полном составе Боярскую думу стали созывать все реже. «Ближняя» дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.

Рост территории страны, усложнение экономических задач привели к значительному увеличению числа приказов. В разное время в России их насчитывалось около ста. Вопросами внешней политики (в том числе освобождения военнопленных за выкуп) ведал Посольский приказ. Дворцовым хозяйством и имуществом царя занимался приказ Большого дворца. Казенный приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. Конюшенный приказ распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. Разрядный приказ распределял дворян и бояр на царскую службу. Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин ведал Поместный приказ. Ямской приказ отвечал за быструю и надежную почтовую связь. С ростом масштабов каменного строительства в столице и крупных городах возник Приказ каменных дел. Едва ли не центральное место занимал Челобитный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных. При Алексее Михайловиче существовал также Приказ тайных дел, который контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи.

Однако численный рост приказов негативно отражался на системе управления в целом, запутывал обязанности служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребления служебным положением. Порой приказы занимались решением одних и тех же или близких по характеру задач. Это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

В XVII веке главной административной единицей оставался уезд. К концу века их насчитывалось более 250. Уезды, в свою очередь, делились на станы и волости. С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь назначал воевод. Они не только возглавляли местные военные отряды, но и обладали высшей административной и судебной властью: отвечали за сбор налогов, выполнение населением повинностей, вершили суд.

Для преодоления последствий Смуты необходимо было принять множество новых законов. Как и прежде, их проекты готовились по поручению царя приближенными к нему лицами и обретали силу после согласия Боярской думы и царя. В тех случаях, когда законопроект был особенно важен, его утверждал Земский собор. Появление в первой половине века новых законов, применявшихся наряду с законами более раннего времени, потребовали их упорядочения, сведения в единый документ — свод законов.

Составление такого свода было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Н. И. Одоевским. При составлении Соборного уложения (принятого Земским собором в 1649 г.) использовались не только российские законы, но и зарубежные. В разработке свода законов участвовал и сам молодой царь Алексей.

Уложение отразило возросшую роль царя в жизни страны. Впервые в закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, предста-вителей государственной власти и церкви), за которое предусматривалось суровое наказание. Уложение утвердило полное право землевладельца на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.

Таким образом, в течение XVII века нарастали тенденции усиления самодержавной власти царя, опиравшегося теперь не на сословное представительство, а на бюрократический аппарат и армию; произошло окончательное утверждение крепостничества; значительно возросли права и привилегии дворянства — социальной опоры царского самодержавия.

Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых

План ответа:  1) новые черты в экономике России XVII в.; 2)развитие сельского хозяйства и новых форм землевладения; 3) развитие промышленности; 4) начало формирования рыночных отношений и всероссийского рынка; 5) утверждение крепостного права; 6) основные итоги социально-экономического развития страны в XVII веке.

Самым значительным последствием Смуты стало экономическое разорение западных районов страны. Посевные площади здесь сократились почти в 30 раз. Половина всех деревень в стране опустела. Главной причиной разорения была нехватка рабочих рук: крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, уходили к казакам на юг. Многие из оставшихся крестьян не имели теперь ни скота, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобылями. В отдельных районах страны численность бобыльских дворов составляла более 40%, а в западных районах — до 70%. Это грозило ослаблением социальной базы самодержавия.

В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля.

В этих условиях перед властью встала задача найти источники для экономического возрождения страны. Одним из таких главных источников стала раздача земель дворянам, что должно было привести к укреплению не только их собственных Хозяйств, но и крестьянских. Чтобы избежать конфликтов из-за передела земельной собственности, царь Михаил подтвердил права дворян на землю, дарованную им Василием Шуйским и Лжедмитрием II. Уже в 1612—1613 гг. «Совет всея земли», а затем и царь роздали боярам и дворянам более 90 тыс. гектаров дворцовых земель. В 1614—1625 гг. еще большее количество земель было роздано мелкой чиновной знати, провинциальному дворянству, отчасти — казакам. Осваивались заволжские и сибирские земли.

Однако без крестьян земля не имела большой ценности. Поэтому дворяне на протяжении всей первой половины века обращались к царю с просьбами об отмене урочных лет или их увеличении. В 1637 г. царь Михаил увеличил срок розыска беглых крестьян до 9 лет, а в 1641 г. — до 10 лет для беглых и до 15 лет для вывезенных другими землевладельцами (чаще всего боярами). Были значительно сокращены крестьянские налоги (теперь главным налогоплательщиком стало посадское население). Постепенно натуральный оброк начинает приобретать меньшее значение, возрастает роль денежного оброка.

В прежние годы развитие ремесла в России было ограничено натуральным характером хозяйства: ремесленник производил продукцию лишь по индивидуальному заказу. В XVII в. ремесло превращается в производство для продажи на рынк). Конечно, при этом сохранялась и практика выполнения частных заказов.

Новые явления в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития предприятий иного типа — мануфактур. Они были основаны на разделении труда и использо-вании ручной ремесленной техники. Первая из русских мануфактур (Пушечный двор) возникла еще в конце XV века. В XVII в. в Москве появились казенные пороховые мануфактуры, Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Хамовный (ткацкий) и Бархатный (шелковый) дворы. Всего в XVII в. было создано около 60 различных мануфактур. Однако в условиях отсутствия большого количества свободной рабочей силы далеко не все из них оказались жизнеспособными. К концу века в стране насчитывалось не более 30 мануфактур. Тем не менее именно XVII век считается начальным этапом мануфактурного производства, в это время формировались первые династии промышленников-предпринимателей — Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы.

Главной особенностью развития торговли в XVII в. стало складывание всероссийского рынка, под которым понимают усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны, основанных на экономической специализации территорий. Росту объемов торговли способствовало и увеличение денежного оброка с крестьян. Впервые появились крупные всероссийские ярмарки — Архангельская, Ирбитская, Свенская, к концу века — Макарьевская.

Активно развивалась внешняя торговля, шедшая в западном направлении через Архангельск (до 75%) и в восточном — через Астрахань. До середины века иностранные купцы имели право самостоятельно торговать на внутреннем российском рынке. Однако это вело к многочисленным протестам русских купцов. После Английской революции 1649 г. Алексей Михайлович запретил англичанам вести внутреннюю торговлю и выслал их из России. Тормозили развитие торговли внутренние таможенные барьеры, сохранявшиеся со времен раздробленности. В 1653 г. был принят Таможенный устав, ликвидировавший таможенные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. еще более ограничил права иностранных купцов: теперь они могли продавать свои товары оптом и лишь в пограничных городах. На импортные товары были введены более высокие налоги.

XVII век стал временем основания многих городов. В середине века была создана Белгородская черта (Ахтырка-Белгород-Воронеж-Тамбов), позже —- Симбирская (Тамбов-Саранск-Симбирск) и Заволжская линии. В XVII в. шло строительство многих острогов в Сибири. В общей сложности к концу XVII в. в России насчитывалось 250 городов (без Сибири и Украины).

Таким образом, экономическое развитие страны в XVII в. было отмечено многими новыми чертами: усилением барщины и оброка, превращением ремесла в мелкотоварное производство, развитием мануфактур, формированием всероссийского рынка, ростом городов.

 

Самодержавие и церковь в XVII веке. Патриарх Никон. Церковный раскол

(прочитать чтобы знать)

Основные даты и события: 1653—1655 гг. — реформа патриарха Никона.

План ответа: 1) церковь после Смуты, патриарх Филарет; 2) патриарх Никон, церковная реформа; 3) церковный раскол и его последствия; 4) обострение противоречий между церковной и светской .властью: причины, проявления, последствия; 5) Церковный собор 1666-1667 гг.; 6) старообрядчество, протопоп Аввакум; 7) значение церковной реформы для развития светской и духовной власти.

Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I (сам патриарх короновал его на царство).

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства оккупантами служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской Православной Церкви митрополит Филарет (Федор Никитич Романов). Но все это не сломило, а, напротив, укрепило духовные силы верующих.

После восьмилетнего пребывания в польском плену митрополит Филарет возвратился в 1619 г. в Москву. Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем резко возросли роль и значение церкви в жизни государства. Филарет, по существу, был вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, Михаил никогда не принимал решений без согласия отца. Бывало и такое, что по сугубо государственным вопросам распоряжения отдавал сам патриарх. Главное, чего удалось добиться Филарету — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иоасафе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления религиозной идеологии и церковных обрядов. Стремясь противодействовать в годы Смуты западному влиянию, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием.

В середине XVII в. стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки, имеется много описок и искажений текста по сравнению с оригиналами. Немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время церковной службы (когда священник, дьякон и сами верующие молились одновременно, порой используя разные молитвы), крещения двумя пальцами и др. По этим вопросам мнения верующих разделились. Одни (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить Церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались. После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Православной Церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон — митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653—1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил: «как месяц имеет свет от солнца, так и царь имеет по-священие, помазание и венчание от архиерея». Однако царь не пожелал долго терпеть эти нравоучения патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся», тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор 1666—1667 гг. поддержал церковную реформу и предал проклятию всех ее противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформа Никона и Собор 1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви.

Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620—1682). С юных лет посвятив себя церкви, Аввакум был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время он входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона Аввакум воспринял резко отрицательно, считая, что если и обращаться к первооснове веры, то только в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, арестован и заключен в монастырь, а позже сослан в Сибирь. Однако везде он вел активную пропаганду старообрядческих идей. В 1664 г. Аввакум вернулся в Москву, где царь и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали раскольника смириться с церковной реформой. За отказ от смирения Аввакум был предан церковному проклятию на Соборе 1666— 1667 гг. и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в земляную тюрьму. Там он написал свое знаменитое «Житие» и десятки других работ. За непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен к казни Церковным собором 1681—1682 годов. 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к резкому конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее превращения в один из элементов самодержавия.

 

Предыдущие статьи: Следующие статьи: