Конституция РФ 1993 г.

В августе 1990 г. была представлена концепция, а в октябре — первый вариант проекта новой Конституции. В ноябре 1990 г. проект был опубликован Конституционной комиссией, развернулась широкая полемика, появились альтернативные варианты.

Официальный проект Конституции был рассмотрен в одной из палат Верховного Совета РФ (Совет Республики) и внесен в октябре 1991 г. на рассмотрение внеочередного Съезда народных депутатов. После доработок официальный проект был опубликован повторно в марте 1992 г. Его основные положения были одобрены Съездом народных депутатов в апреле.

В Конституционную комиссию были внесены поправки к проекту, сделанные Президентом РФ. Очередной вариант проекта был одобрен Конституционной комиссией в октябре 1992 г. Проект предполагалось согласовать с субъектами Федерации и затем вынести на всероссийский референдум.

Процесс разработки проекта Конституции растянулся на три года. В июне 1993 г. Президент РФ выступил с инициативой созыва Конституционного совещания, которому был предложен новый (президентский) вариант проекта, в котором предполагалось значительное усиление президентской власти и ослабление роли парламента.

Для завершения работы над проектом при Конституционном совещании были созданы Общественная и Государственная палаты, имевшие статус совещательных органов при Президенте. В состав Конституционного совещания вошли политики, представители федеральных и региональных органов власти, специалисты-эксперты.

Был выработан единый проект, вынесенный по решению Президента на референдум, принявший Конституцию РФ 12 декабря 1993 г.

В ст. 4 Конституции провозглашались единство и суверенитет России, в ст. 6 — единое гражданство.

Подчеркивались приоритет и верховенство Основного закона на всей территории федерации. Конституция не предусматривает права выхода субъектов Федерации из ее состава. Статус субъектов определяется в республиках конституциями, в иных субъектах (краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах) — уставами. Статья 5 провозглашает равенство всех членов Федерации. Статус и границы отдельных членов Федерации могут быть изменены только с их согласия. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов осуществляется на основе Конституции РФ и договоров.

В ведение Федерации входят вопросы

·         принятия и изменения Конституции РФ,

·         федеративного устройства,

·         федерального бюджета,

·         налогообложения,

·         внешних сношений, обороны,

·         организации финансовой системы,

·         формирования основ законодательства и другие вопросы общефедерального значения.

Регламентирование этих проблем осуществляется посредством федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, имеющих прямое действие на всей территории страны.

Ряд вопросов находится в совместной компетенции Федерации и ее членов:

·         разграничение государственной собственности,

·         природопользование,

·         образование,

·         законодательство о недрах,

·         административное, трудовое и земельное законодательство,

·         адвокатура и нотариат,

·         кадры судебных и правоохранительных органов   

Все вопросы, не относящиеся к компетенции Федерации или совместному ведению, остаются в сфере полномочий членов (субъектов) Федерации. Споры о полномочиях, возникающие как между федеральными властями и властями субъектов, так и между органами власти отдельных субъектов Федерации, рассматриваются Конституционным Судом РФ. Президент и Конституционный Суд призваны осуществлять работу по приведению в соответствие законодательства субъектов Федерации положениям федеральной Конституции.

Согласно Конституции Президент получает широкие полномочия:

·         определяет политику,

·         назначает главу Правительства,

·         выдвигает кандидатуры судей Конституционного Суда,

·         распускает Думу и назначает новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной Президентом кандидатуры премьер-министра.

·         На основе принципа федерализма Конституция решает вопрос о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Конституция деполитизирована, поэтому общественный строй в ней не определяется. Российская Федерация представлена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью.

Конституция провозглашает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, принцип разделения властей, признание частной собственности, равноправной с государственной.

По своему типу Конституция 1993 г. вписывается в общую систему конституционных актов современных государств мира, сохраняя при этом некоторые специфические черты, характерные для российской государственной традиции.


Предыдущие статьи: Следующие статьи: