Правовая политика царизма в годы первой мировой войны

В годы первой мировой войны (1914-1917) возникла необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов, вызванных чрезвычайными обстоятельствами.

В первый же день войны царским указом вводилось Временное положение о военной цензуре  (образование органов цензуры, надзор за произведениями печати и публичными собраниями). Большая роль в обнаружении нарушения постановления отводилась жандармам и полиции. Виновные в нарушении правил о военной цензуре привлекались к уголовной ответственности.

Указ  от 24 июля 1914 г. о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности.

1 сентября 1916 г. царское правительство издало положение, по которому министерство внутренних дел получило право закрывать любое народное собрание или собрания общественных организаций, их комитетов и иных исполнительных органов.

Война с Германией обусловила процесс милитаризации экономики России. Государственное регулиро­вание экономики приобрело чрезвычайные формы. Этому способствовало то, что правительство стало осуществлять  курс,   разделяемый   большей  частью   российской буржуазии — на победу в войне и мобилизацию капитала. Создание военно-промышленных комитетов (27 августа 1915 г.), целями которых были и организация экономики и участие в управлении государственной политикой.

При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.

Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. начинают создаваться особые совещания по обороне. Состав органов    определялся    Государственной   думой    и    утверждался императором. В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий принятия военных заказов   и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих государственных и частных предприятий, ревизовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов.

Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными органами, стали создавать общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей они ставили: оказание помощи раненым (организация госпиталей, поставка медикаментов, подготовка медперсонала), распределение заказов мелким предприятиям и посредничество между ними и казной. Юридической основой деятельности Союза стали договоры, заключаемые разными земствами между собой.

 

 Также были внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинность.

Одним из главных направлений регулирования экономики была борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия.

Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов.  В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномочен­ными Особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на пятнадцать процентов ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки, карточки лимитировались.

В мае 1915 г. создается Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили: требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные экономические органы.

Действующие в промышленности тресты и синдикаты оказывали сильное влияние на экономическую политику: ими было отвергнуто предложение Министерства финансов о введении нового налога на прибыль, они подчинили себе деятельность центрального военно-промышленного комитета, отдельных военно-промышленных комитетов и Земгора.

 

Февральским указом 1915 г. командующим войсками предоставлялось право: запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, устанавливать фиксированные цены и осуществлять меры по реквизиции (когда товаровладельцы отказывались продавать по установленным ценам).

Твердые цены устанавливались Особыми совещаниями и в отличие от такс вводились законодательным путем и во всероссийском масштабе.

В период войны царское правительство ликвидировало нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась ограничением эксплуатации. Так, в 1915 г. Советом министров было издано  Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины и дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности. В 1913 г. были выработаны Правила о мерах безопасности работ  в заведениях фабрично-заводской промышленности, которые подлежали введению лишь в 1916 г., но в условиях военного времени так и не были введены.

В военное время были внесены изменения и в социальное законодательство. В 1915 г. правительство выделило значительные суммы на оказание помощи беженцам, для членов семей лиц, призванных на военную службу с государственных предприятии, устанавливались денежные пособия, уплачиваемые в полном размере только в том случае, если на иждивении находились жена и более пяти детей.

Уголовное право:

Законом от 14 ноября 1914 г. были внесены изменения в Воинский устав о наказаниях. По этому закону военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию.

В обстановке растущего революционного движения в армии 12 января 1915 г. был принят указ об изменении Воинского устава о наказаниях за дезертирство, самовольную отлучку и уклонения от несения военной службы, который повышал уголовную ответственность за эти виды преступлений.

В 1912 г. был утвержден новый закон об ответственности за шпионаж, значительно расширивший понятие шпионской деятельности, усиливший ответственность за нее. Был установлен специальный случай выдачи государственных секретов—сообщения об изобретениях, касающихся вооруженных сил или военных сооружений.

В годы войны вводилась уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья, за промедление в исполнении договора или поручения правительства о заготовлении средств нападения или защиты от неприятеля и о поставке довольствия для действующей армии и флота. Была усилена уголовная ответственность за взятки.

 

Закон  20 июля 1914 г.   “О суде в военное время “, в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или коалиционному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: