Губернская реформа Екатерины Великой 1775 года.

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали   Учреждения для управления губерний Всероссийской империи“  (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным  и полицейским делам.

В основу деления был положен количественный критерий - численность населения.  На территории губернии проживало около 400 тысяч  душ,  на  территории   уезда  около 30 тысяч душ.

Старые территориальные органы ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и  разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

 

Судебная реформа 1775 г.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

Сословие

Низшая

инстанция

Апелляционная инстанция

дворяне

уездный суд

верхний земский суд (два департамента  по уголовным и гражданским делам) состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей. Имел  право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов

горожане

городские магистраты, члены которых избирались на три года

губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

государственные крестьяне

уездная  нижняя расправа,  уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники

верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

  Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администра­ции. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанав­ливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).

Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция.

В 1782 г. опубликован   Устав  о благочинии, , который  фактически сформировал новую отрасль права — полицейское право.


Предыдущие статьи: Следующие статьи: