Петровские преобразования и особенности Российского абсолютизма

Реформы, проведенные Петром, считаются  одним из важнейших периодов в истории России. Они в корне изменили порядок государственного управления России, усилив значение центра и превратив власть российского монарха в абсолютную, Россия стала империей, а  глава государства - императором (1721).

Абсолютизм формировался параллельно с решением  важнейших внешнеполитических проблем: выхода к морям, установления политических отношений со странами Европы

Реформы высших органов власти и управления, произошедшие в первой четверти XVIII в. принято подразделять на три этапа:

1) 1699—1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

2) 1710—1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;

3) 1719—1725 гг. происходит образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

Начало преобразований связано с реформами, происшедшими в русской армии: необходимо было создать регулярную армию. Перевооружались полки, была введена новая форма комплектования армии - рекрутские наборы. Были открыты школы для подготовки офицерских кадров. Петр сделал службу дворян постоянной. Был создан новый Устав воинский 1716 г.

Одновременно строились  мануфактуры, где производилось необходимое для армии.

Здесь основными направлениями перестройки явились бюрократизация и централизация системы, создание регулярной армии, упорядочение финансового дела и включение церкви в структуру государственной администрации.

1. Реформы территориального деления России и органов власти на местах.

Реформа органов местного  управления, деление России на губернии во главе с губернатором, назначаемым царем, и его 4-мя помощниками, каждый из которых отвечал за определенные дела: за военные дела, сбор налогов, хлебные сборы, суд.  В 1719 г. провели вторую губернскую реформу. Основной единицей территориального деления стали провинции (около 50).

2. Преобразование центральных органов власти.

Боярскую Думу заменил Сенат (создан в 1711 г.). Вместо старых приказов были созданы Коллегии (11, из них три «первейшие»: военная адмиралтейская и иностранных дел), порядок работы которых определял Генеральный регламент. Коллегиям подчинялись губернские, провинциальные и уездные власти. При этом в коллегии Петр предпринял попытку соединить два весьма противоречивых принципа: централизм и коллегиальность.

На правах коллегий еще два учреждения: Главный магистрат и Синод (учрежденный в 1721 г., ведал церковными делами)

3. Прокурорский и фискальный надзор. С 1722 г. открытый надзор за деятельностью Сената осуществлял Генеральный прокурор, за коллегиями – прокуроры, пресекавшие злоупотребления. К тому же тайный (фискальный) надзор осуществляли тайные агенты (фискалы)

4. Органы политического сыска. Первый в России орган политического сыска – Преображенский приказ, глава которого был подотчетен только самому царю. В 1718 г. возникла Тайная канцелярия, еще один орган политического сыска (возникла в связи с делом царевича Алексея).

5. Закон о престолонаследии (1722): император имеет право выбрать себе наследника.

6. Изменения в положении дворянства (боярство, дворянство, дети боярские слились в одно сословие, которое Петр назвал шлЯхетским) покончили с давним расколом в среде высшего слоя общества, превратив дворянство в единый класс, имеющий обязательства лишь перед императором. Это благородное сословие, имевшее привилегии, но также и обязанности, прежде всего – пожизненно служить.

 7. Закон о единонаследии (поместье разрешалось передавать только одному наследнику; поместья приравнивались к вотчине), отрывающий значительную часть дворянства от земли и потому буквально вынуждающий его к государственной службе. Очень быстро стали форми­роваться многочисленный бюрократический аппарат и профессио­нальный офицерский корпус.

 

 

8. Петровская Табель о рангах (1722) -  закон о порядке государственной службы  в  Российской  империи. Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата  победило  аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяю­щими критериями для продвижения по службе. Каждый чиновник вписан  в четкую иерархическую структуру власти. Поло­жительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицатель­ными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость;

2) сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей, юридически оформила статус правящего класса. Высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов 8 класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству, с 14 -  чиновник получал личное дворянство.

Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократи­ческий;

3) Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской.

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода

9. Налоговая реформа. Введение подушной подати (после переписи населения), которая заменила все прежние налоги.

10. Усиление крепостничества (введена паспортная система, чтобы пресечь побег крестьян)

11. Преобразования в области культуры и быта (государство стремилось сделать подконтрольными все области жизни человека, например, не всем было позволено носить бороду)

К концу правления Петра I произошел окончательный переход к системе абсолютизма. Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного  профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных  органов и учреждений. Все признаки были присущи и российскому абсолютизму.

Однако у него были свои существенные особенности:

1) если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях  развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов  (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

2) если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз    дворянства    с    городами    (вольными,    имперскими), то российский абсолютизм опирался почти исключительно на крепостническое дворянство, служилое сословие.

3) установление абсолютной монархии в России сопровождалось  широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни.


Предыдущие статьи: Следующие статьи: