Культура и общественная мысль России в XVIII в.

В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. На смену средневековой культуре, пронизанной религиозным мировоззрением, приходит «новая культура». Ее отличительные черты – светскость, рационалистическое (от слова «рацио» - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других народов и стран.

В истории русской культуры XVIII в. выделяют два периода: первая четверть XVIII в. – становление новой русской культуры, середина – вторая половина XVIII в. – складывание и расцвет сословной, преимущественно светской, дворянской культуры и культуры крестьянской. С начала XVIII в. получает развитие светское гражданское просвещение. В 1701 г. В Москве открыта Навигацкая школа, а в 1715 г. – Санкт – Петербургская Морская академия. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные, цифирные, гарнизонные и адмиралтейские. Были изданы учебники «Арифметика» Л. Магницкого, «Руководство по механике» Скорнякова-Писарева.

В 1702 г. началось издание первой газеты «Ведомости». В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться типографии, книжные лавки. В 1719 г. в России был открыт первый музей – Кунсткамера. Огромное значение для развития науки имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Были составлены «Атлас Российской империи» Кириллова, карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Из стен академии вышли многие крупные ученые: М.В. Ломоносов, математик и астроном С.Я. Румовский, натуралист И.Н. Лепехин и др. Во второй половине XVIII в. продолжается развитие просвещения. В 1755 г. был создан Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах – малые двухклассные училища. Всего на рубеже XVIII – XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек. В русском искусстве до середины XVIII в. господствовал стиль барокко, со второй половины XVIII в. происходит становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под властью самодержца. В стиле классицизма в литературе творили А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.Н. Майков. В живописи – А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, создавшие картины на исторические и мифологические сюжеты. Ведущим жанром оставалась портретная живопись (А.Т. Матвеев, И.Н. Никитин).

Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В.И. Баженов (Дом Пашкова), Е.И. Старов (Таврический дворец), М.Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, здание Московского университета). Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I (Э.М. Фальконе). В конце XVIII в. классицизм сменяется сентиментализмом, для которого характерно эмоциональное восприятие мира и интерес к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина. В 1750 г. возник первый русский профессиональный театр в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр. В общественной мысли России первой четверти XVIII в. центральными были проблемы преодоления отсталости страны. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, П.П. Шафиров доказывали необходимость преобразования и права монарха на неограниченную власть. Оригинальным мыслителем петровского времени был И.Т. Посошков, который в книге «О скудости и богатстве» выступал за развитие русской промышленности и торговли. Во второй половине XVIII в. главным для общественности стал крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества звучала в статьях публициста Н.И. Новикова. Первый русский революционер А.Н. Радищев призвал к уничтожению крепостничества и самодержавия.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: