Общественная мысль в 1830-1850х гг

В 1830-1850-х годах Россия переживала период перехода от аграрного к индустриальному обществу, вопрос дальнейшего развития страны понимался по-разному. Общественные движения в этот период имели несколько характерных особенностей:

- ужесточенный полит.режим после восстания декабристов

- оконч. разры между правительственным реформаторством и революционным                                                     направлением

- оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли

- консерваторы впервые обрели свою идеологию

- идеи не могли реализовываться, участники общественных движений могли лишь подготавливать умы для дальнейших перемен

------Консерваторы-------

Разработчиком идеологии консерватизма занимался президент Рос.Академии Наук граф С.С. Уваров, который в дальнейшем стал министром народного просвещения. Он считал основами государства православие, самодержавие и народность. Эти черты отличали Россию от запада . Он мыслил самодержавие как единство царя и народа, их духовную связь, которая и должна быть условием развития страны. Люди должны ориентироваться не на личную выгоду, а на стремление к общественному благу и справедливости.

Крупнейшими теоретиками были Погодин, Кукольник, Булгарин. Они были уверены в исключительности исторического пути Росии и считали единственно правильным именно его.

------Либералы-------

Российский либерализм в этот период был представлен западниками и славянофилами.

Западники считали, что мировая цивилизация едина и нечленима и что, если страну отделяют, она портится. Россия стала цивилизованным государством благодаря реформам Петра I, который первый решил привить России черты европейской образованности. Задача России - примкнуть к западу и образовать с ним единую семью.

Теоретики  западничества:  Грановский, Соловьев, Кавелин, Анненков, Боткин, Тургенев.

Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, подчеркивали особенности государственного и бытового быта православных. Они оценивали отрицательно деятельность Петра, совершившего множество ненужных заимствований с Запада. Их целью считался необходимый возврат к старому состоянию. Даже иностранные слова предполагалось убрать из употребления (отсюда - "мокроступы" вместо "галош")

Теоретики славянофильства: братья Аксаковы, Киреевские, Самарин, Хомяков, Кошелев.

Несмотря на множество различий, у тех и у других были общие черты:

- отрицательное отношение к крепостничеству, чиновничеству, подавлению прав и свобод личности

- убежденность в необходимости коренных преобразований

- надежда на постепенные и осторожные реформы и уверенность в возможности их мирного осуществления

- вера в Россию, в ее быстрое движение к процветанию

------Кружки 20-30х гг и революционеры-----

Помимо становления либеральных течений, в России получила распространение и революционна идеология, отразившаяся вначале в студенческих кружках. В этот «кружковый» период изменялся состав участников: если раньше, во времена декабристов, в них участвовала военная молодежь, выходцы из высших слоев, то теперь кружки включали представителей  самых разных слоев общества.

Революционное движение возникло в 40-50е годы 19 века. Оно зародилось как в центре, так и в ряде нац. районов, где протест соединился с требованиями национального освобождения. Одним из наиболее сильных револ.орг-й стало украинское общество, основателем которого был известный русский историк Костомаров, а одним из руководителей стал украинский поэт Т. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной целью считалось создание федерации славян. республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. Они разделились на сторонников умеренных мер (Костомаров) и решительных действий (Шевченко)

Шло оформление  идеологии реолюц.движения, кот. связано с именами Герцена и Огарева.

В 50е годы Герцен разработал основные положения теории «общенного (русского)» социализма: крестьянское общиенное землевладение, крестьян. идея равного права всех на землю, общинное самоуправление и коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества.

Другой крупный теоретик революц. напр-я был Белинский. Он видел задачами уничтожение креп.права, отмена телесных наказаний, введения строгого выполнения законов («Письмо к Гоголю»). Это, напечатанное и разошедшееся по стране письмо, стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.

В 40 года созданы первые революц.организации социалистов. В 1845 году в Петербурге общество Буташевича-Петрашевского - собирались учителя, литераторы, чиновники,среди них - СалтыкоВ, Достоевский, Плещеев, Майков, пианист Рубинштейн. Они обсуждали Россию, изучали социалистические учения и возможности их осущетсвления в России, говорили о необходимости подготовки к революции. В 1849 году кружок разгромлен. Многие революционеры впоследствии разочаровались в социализме, например, Достоевский. Особенностями революц. идеологии были

- утрата надежды на реформирование России сверху в результате согласия власти и общества

- обоснование правомерности революционного насилия как средства достижения неоходимых перемен.

- выдвижение на первый план социалистических учений

Революционное движение стало важным фактором, подталкивающим власть к реформированию общества.

+ Чаадаев:

Он говорил об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое России и национальном самодовольстве, которые препятствуют ее историческому развитию. Выражал веру в историческую будущность России, включенной в западный христианский мир.

Главный итог развития общественного движения 30-50х гг - распространение революц. и либеральных идей среди интеллигенции, для которой стали очевидны пороки самодержавно-крепостнической системы и которая начала борьбу за преобразования.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: