Общественная мысль в 1830-1850х гг
В 1830-1850-х годах Россия переживала период перехода от аграрного к индустриальному обществу, вопрос дальнейшего развития страны понимался по-разному. Общественные движения в этот период имели несколько характерных особенностей:
- ужесточенный полит.режим после восстания декабристов
- оконч. разры между правительственным реформаторством и революционным направлением
- оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли
- консерваторы впервые обрели свою идеологию
- идеи не могли реализовываться, участники общественных движений могли лишь подготавливать умы для дальнейших перемен
------Консерваторы-------
Разработчиком идеологии консерватизма занимался президент Рос.Академии Наук граф С.С. Уваров, который в дальнейшем стал министром народного просвещения. Он считал основами государства православие, самодержавие и народность. Эти черты отличали Россию от запада . Он мыслил самодержавие как единство царя и народа, их духовную связь, которая и должна быть условием развития страны. Люди должны ориентироваться не на личную выгоду, а на стремление к общественному благу и справедливости.
Крупнейшими теоретиками были Погодин, Кукольник, Булгарин. Они были уверены в исключительности исторического пути Росии и считали единственно правильным именно его.
------Либералы-------
Российский либерализм в этот период был представлен западниками и славянофилами.
Западники считали, что мировая цивилизация едина и нечленима и что, если страну отделяют, она портится. Россия стала цивилизованным государством благодаря реформам Петра I, который первый решил привить России черты европейской образованности. Задача России - примкнуть к западу и образовать с ним единую семью.
Теоретики западничества: Грановский, Соловьев, Кавелин, Анненков, Боткин, Тургенев.
Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, подчеркивали особенности государственного и бытового быта православных. Они оценивали отрицательно деятельность Петра, совершившего множество ненужных заимствований с Запада. Их целью считался необходимый возврат к старому состоянию. Даже иностранные слова предполагалось убрать из употребления (отсюда - "мокроступы" вместо "галош")
Теоретики славянофильства: братья Аксаковы, Киреевские, Самарин, Хомяков, Кошелев.
Несмотря на множество различий, у тех и у других были общие черты:
- отрицательное отношение к крепостничеству, чиновничеству, подавлению прав и свобод личности
- убежденность в необходимости коренных преобразований
- надежда на постепенные и осторожные реформы и уверенность в возможности их мирного осуществления
- вера в Россию, в ее быстрое движение к процветанию
------Кружки 20-30х гг и революционеры-----
Помимо становления либеральных течений, в России получила распространение и революционна идеология, отразившаяся вначале в студенческих кружках. В этот «кружковый» период изменялся состав участников: если раньше, во времена декабристов, в них участвовала военная молодежь, выходцы из высших слоев, то теперь кружки включали представителей самых разных слоев общества.
Революционное движение возникло в 40-50е годы 19 века. Оно зародилось как в центре, так и в ряде нац. районов, где протест соединился с требованиями национального освобождения. Одним из наиболее сильных револ.орг-й стало украинское общество, основателем которого был известный русский историк Костомаров, а одним из руководителей стал украинский поэт Т. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной целью считалось создание федерации славян. республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. Они разделились на сторонников умеренных мер (Костомаров) и решительных действий (Шевченко)
Шло оформление идеологии реолюц.движения, кот. связано с именами Герцена и Огарева.
В 50е годы Герцен разработал основные положения теории «общенного (русского)» социализма: крестьянское общиенное землевладение, крестьян. идея равного права всех на землю, общинное самоуправление и коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества.
Другой крупный теоретик революц. напр-я был Белинский. Он видел задачами уничтожение креп.права, отмена телесных наказаний, введения строгого выполнения законов («Письмо к Гоголю»). Это, напечатанное и разошедшееся по стране письмо, стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.
В 40 года созданы первые революц.организации социалистов. В 1845 году в Петербурге общество Буташевича-Петрашевского - собирались учителя, литераторы, чиновники,среди них - СалтыкоВ, Достоевский, Плещеев, Майков, пианист Рубинштейн. Они обсуждали Россию, изучали социалистические учения и возможности их осущетсвления в России, говорили о необходимости подготовки к революции. В 1849 году кружок разгромлен. Многие революционеры впоследствии разочаровались в социализме, например, Достоевский. Особенностями революц. идеологии были
- утрата надежды на реформирование России сверху в результате согласия власти и общества
- обоснование правомерности революционного насилия как средства достижения неоходимых перемен.
- выдвижение на первый план социалистических учений
Революционное движение стало важным фактором, подталкивающим власть к реформированию общества.
+ Чаадаев:
Он говорил об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое России и национальном самодовольстве, которые препятствуют ее историческому развитию. Выражал веру в историческую будущность России, включенной в западный христианский мир.
Главный итог развития общественного движения 30-50х гг - распространение революц. и либеральных идей среди интеллигенции, для которой стали очевидны пороки самодержавно-крепостнической системы и которая начала борьбу за преобразования.