Социалистическая индустриализация.

В мае 1929 г. V съезд Советов СССР после неоднократных пересмотров в сторону ужесточения и ускорения принял вариант первого пятилетнего плана.

XVI съезд партии через год провозгласил ускорение темпов социалистического строительства (пятилетку в четыре года).

В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальной возможностью их выполнения (!).

Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. В апреле 1928 г. было заявлено о  «саботаже» старой технической интеллигенции («шахтинское дело»).

С этого времени началось массовое изгнание обвиненных в правом уклоне  или  чуждом социальном происхождении сотрудников Госплана, ВСНХ, ЦСУ, Наркомзема и Наркомфина.

В 1930—1931 гг. прошли многочисленные судебные процессы над «саботажниками» из среды  буржуазных специалистов  (Промпартия,  Крестьянская трудовая партия, специалисты ВСНХ и др.). В ходе этих процессов были осуждены крупные технические специалисты, экономисты (Громан, Гинзбург, Суханов и др.), сделавшие много для построения нэповской системы хозяйствования, разработавшие методологию экономического планирования и прогнозирования (Чаянов, Кондратьев).

Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих — членов партии негативно сказались на развитии производства. В июне 1931 г. была предпринята попытка остановить этот процесс. Осуждались уравниловка в оплате труда, дискриминация старых специалистов, слишком быстрое выдвижение неквалифицированных людей в руководство предприятиями. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничения доступа их детей к высшему образованию).

В июле 1931 г. был принят закон, ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы на предприятии. В сентябре 1932 г. были введены трудовые книжки, в которых фиксировались все предыдущие места работы, их предъявление было обязательно при приеме на работу. Вводилась система прописки, цель которой - уменьшить текучесть кадров. С ноября 1932 г. вводились суровые меры наказания за неявку на работу: немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади.

Власть директоров существенно возросла, упразднялся управленческий треугольник (секретарь парткома, директор, председатель профкома). Произошла централизация власти на предприятии, осуществлявшаяся на фоне борьбы за дисциплину и повышение производительности.

В начале 1933 г. было заявлено, что пятилетний план выполнен досрочно.

Рыночную экономику заменила административно-командная система.

Важнейшим инструментом управления централизованной экономикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 г. были составлены контрольные цифры для народного хозяйства в целом. В 1929 г.принят первый перспективный (пятилетний) план развития.

С этого времени косвенное регулирование вытеснялось элементами непосредственного управления. План-директива стал противопоставляться плану-прогнозу.

Хозяйственный кризис 1925 г. (срыв хлебозаготовок) привел к нарастанию планово-регулирующих элементов в экономике. Сам процесс ликвидации кризиса складывался из комплекса мер планово-административного воздействия (сокращение кредитования, регулирование цен, вытеснение частной торговли и т.п.) и рыночного регулирования (товарная интервенция государства).  В условиях реконструктивного периода предприятиям  вменялось в обязанность ориентироваться на плановые показатели. Организационные формы хозяйствования' (тресты, синдикаты, картели) с 1929 г. стали ориентироваться исключительно на план. Реорганизация управления промышленностью, проводимая в 1929 г., учитывала это обстоятельство.

В начале индустриализации большое внимание уделялось инициативе снизу. Предполагалось предоставить большую самостоятельность отдельным промышленным предприятиям за счет сокращения полномочий трестов и сбытовых синдикатов. Свое действие сохранял принцип хозрасчета или рентабельности.

Однако уже с 1929 г. усилились централизаторские тенденции в управлении промышленностью. Хозрасчет стал сворачиваться, большая часть предприятий (особенно тяжелой промышленности) существовала за счет государственных субсидий. Региональные совнархозы лишались своих полномочий в области управления местной промышленностью.   

Еще в 1927г. был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью (с его директоратами-отделами) создавались отраслевые главные управления. На них в своей деятельности опиралось планово-экономическое управление.

Сложилась трехзвенная система управления: главк — трест — предприятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению производственных планов.

С 1929 г. центр оперативного управления переместился с треста на предприятие. Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 г. хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них создавались отраслевые (союзные и республиканские) объединения, областные тресты и районные промышленные комбинаты.

С 1930 г. от ВСНХ стали отделяться самостоятельные отрасли управления: пищевая промышленность (отошла к Наркомторгу), в 1932 г. — легкая промышленность (к Наркомлегпрому), лесная и лесообрабатывающая промышленность (к Наркомлеспрому). Сам ВСНХ преобразовался в в Народный комиссариат тяжелой промышленности (1931), местные совнархозы — в наркоматы легкой промышленности и областные (краевые) управления.

В 1930 г. прошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превратились в инструмент для выполнения государственных планов. В 1933 г. ВЦСПС (центральный орган профсоюзов) слился со структурами Наркомата труда (органами планового распределения рабочей силы и контроля за ее использованием).

Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК—РКИ.

В 1930—1931 гг. создаются государственные контрольные органы — комиссии исполнения при СНК (союзном и республиканских).

В 1934 г. объединенный орган ЦКК—РКИ разделился на два самостоятельных: Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссию советского контроля при СНК СССР.

Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования привела к существенным преобразованиям кредитной системы. Уже в 1927 г. частные кредитные организации   закрывались. В мае 1932 г. частным лицам запрещено открывать магазины и лавки.

В январе 1930 г. было принято постановление О кредитной реформе.  Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению (для определенных хозяйственных целей). Госорганам, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите.

Централизация кредитной системы проходила параллельно с централизацией системы управления промышленностью.

В сентябре 1930 г. ЦИК и СНК приняли Постановление о налоговой реформе: в связи с реорганизацией управления промышленностью и усилением планового начала в экономике потребовалось свести всю множественность нэповских налогов и неналоговых видов изъятий средств в бюджет к нескольким основным налоговым платежам. В действие вводились положения о налоге с оборота, налоге на прибыль, подоходном налоге, промысловом налоге.

XVII съезд партии в начале 1934 г. сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений.

В марте 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление, по которому была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств. В наркоматах создавались главные производственные или производственно-территориальные управления (главки), решавшие все вопросы подчиненных им организаций и учреждений. В хозяйственном аппарате ликвидировались объединения, сокращалось число трестов, расширялась непосредственная связь центральных хозяйственных органов с подчиненными им предприятиями. Во всех звеньях советско-хозяйственного аппарата были ликвидированы специальные секторы проверки исполнения, контроль непосредственно возлагался на руководителей советских и хозяйственных органов, часть контрольных функций передавалась профсоюзам.

Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация — децентрализация, ужесточение регулирования — либерализация и т.п.). Основным итогом ее становления стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.


Предыдущие статьи: Следующие статьи: