Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Правовая политика временного правительства

Весной 1917 г. правительство принимает ряд правовых актов,  значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Происходит демократиза­ция политической жизни страны. В апреле принимается Положение “О регистрации товариществ, обществ и союзов, дополнившее Устав гражданского судопроиз­водства и определившее порядок регистрации обществ (в регистра­ционных отделах окружных судов), значительно упрощенный. Еще в марте принимается постановление “О кооперативных товари­ществах и их союзах, возникающих без особого разрешения правительственной власти.   

В апреле принимается закон “О рабочих комитетах в промыш­ленных заведениях, которые создавались на предприятиях по предложению одной десятой части рабочих в них занятых. Фаб­рично-заводские комитеты должны были рассматривать споры рабочих с предпринимателями, представлять рабочих перед прави­тельством, заниматься культурно-просветительской деятельностью. Тогда же принимаются законы “О печати и “Об учреждениях по делам печати, запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура  комиссаром по печати. Упразднили Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства.

После июльских событий (попытка большевиков  организовать вооруженное восстание  в Петрограде) политика правительства ужесточается. Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление “О наказаниях за публичные призывы к убийству, разбоям, грабежу и другим тяжким преступлениям.

Чуть позже вносятся изменения в закон о печати. В специально  изданном постановлении "О печати" устанавливается наказание "за призывы к гражданской   войне", сделанные   в   средствах массовой информации.

Вместе с тем, правительство отказалось от некоторых чрезвы­чайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении (постановление “О лицах, арестованных во внесудебном порядке). Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа принимается поста­новление “Об условиях досрочного освобождения заключенных.

Создание специальных органов по регулированию экономики (Экономический Совет, Главный экономический комитет, отраслевые министерства, земельные комитеты и др.), целью которых была стабилизация хозяйственной ситуации в стране, ведущей войну и охваченной революцией. Правительство делало попытки регулировать все секторы народного хозяйства (промыш­ленность, торговлю, сельское хозяйство и финансы), для чего и был издан ряд общих и специальных правовых актов. 

Военно-административные методы, введенные еще до револю­ции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства “Об обеспечении снабжением государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны металлами и топливом. В мае при Особом совещании по топливу будут учреждены правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии продолжали свою деятельность.   

В начале марта принимается постановление правительства “Об  учреждении общегосударственного Продовольственного комите­та, действующего в целях "выработки общегосударственного продовольственного плана, руководящих принципов и общих мер по продовольственному делу" под руководством министра земледелия. Несколько позже было издано другое постановление “О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных про­довольственных органах, вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, "за вычетом продо­вольственных нужд владельца" и разрешали продажу излишков только при посредстве государственных органов по твердым ценам.  

Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контроли­ровали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи "военного коммунизма.

В начале июля 1917 г. было принято положение “О Министерстве  продовольствия. Определенная ему компетенция включала: снабжение армии и населения продовольствием, содействие производству продовольствия по согласованию с Министерством земледелия,    регулирование   производства   и   потребления,   а также покупных и  продажных цен  на продукты  и предметы первой необходимости.

Экономическому подотделу Министерства поручалось изучить  вопросы производства, обмена и потребления, а также "выработать основания для нормальных цен, установления такс и нормирова­ния распределения". (Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом продовольствия в период с 1918―1920 гг.).  

В марте было принято также постановление “Об установлении принудительного порядка на перевозные средства, вводившее транспортную повинность для государственных и общественных нужд. Тогда же принимается постановление “Об образовании Особого временного комитета по делам о частных железных дорогах, в состав которого вошли представители Центрального военно-про­мышленного комитета, Земгора, Вольного экономического общества. Комитет рассматривал дела о передаче частных железных дорог государству.

Более масштабную деятельность предполагали осуществлять образованные в мае 1917 г. “Совет по вопросам развития производительных сил страны и “Заготовительный комитет при Министерстве торговли и промышленности

Совет по вопросам развития производительных сил страны учреждался при Министерстве про­мышленности и торговли. Его целями были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскания общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, а также внутренней и внешней торговли.

Целями деятельности Заготовительного комитета при Министер­стве торговли и промышленности стали: содействие правильному и успешному развитию промышленности путем установления единства и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, так и за границей — сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, необходимых для удовлетворения потребностей ведомств, земских, городских и прочих организаций, а также промышленных и торговых организаций.

В его компетенцию входило: изучение потребностей в сырье и степени их удовлетворенности на внутреннем рынке, подготовка планов распределения внутренних заказов между предприятиями, выяснение нормальных цен по внутренним заказам, подготовка типовых договоров на заготовки, рассмотрение предложений ве­домств о государственных импортных закупках и заказах, раз­работка мер по объединению и удешевлению заграничных заказов.

Через две недели после принятия положений о Совете по вопросам развития производительных сил страны и Заготовитель­ном комитете было принято положение о “Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правитель­стве, ставшим высшим координационным и планирующим органом в сфере экономики.

Для законотворческой деятельности Временного правительства важное значение имело постановление (август 1917 г.) “О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным прави­тельством постановлениями“, определившее критерии для ис­пользования в новых условиях законодательства изданного в период монархии.

Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание, на которое возлагались "обсуждение вопросов публич­ного права, возникающих в связи с установлением нового государ­ственного строя", подготовка заключений по законопроектам, "по которым такие заключения будут признаны Временным прави­тельством необходимыми".

В положении “О судах по административным делам (май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы, по жалобам местных органов на правительственных комиссаров. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовлен­ных в Юридическом совещании.

В конце сентября — начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект “Об организации Исполни­тельной власти при Учредительном собрании“.

Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по распоряжению и от имени Президента, который наделялся законодательной инициативой. Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Ок­тябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.


Предыдущие статьи: Следующие статьи: