Объективная потребность индустриальной модернизации России

В ходе реформ I860—1870гг. началось бурное раз­витие экономики России, утвердился капиталистический способ производства. Переход к индустриальному об­ществу — главная задача России в начале XX в.

    Индустриальное общество — это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически разви­той отрасли и соответствующих ей социальных и полити­ческих отношений. Такой процесс принято называть мо­дернизацией.

Но в России модернизация имела свои особенности. Модернизация способство­вала укреплению могущества государства. Она мало затра­гивала стороны жизни общества и не все сферы и отрасли в экономике.

Индустриальное общество характеризуется следующими показателями:

-   преобладанием доли промышленной продукции в на­циональном доходе;

-   преобладанием численности городского населения

над сельским;

-   довольно высоким уровнем грамотности населения.

Изменился уровень промышленного развития. По по­казателям национального дохода Россия занимала чет­вертое место в мире. Впереди стояли такие страны, как США, Германия и Британская империя.

 Уступая США, Российская империя занимала второе мес­то по длине железных дорог.

Однако по качественным показателям Российская импе­рия во многом уступала ведущим странам мира.

    Урбанизация (сосредоточение материальной и духовной жизни в городах) — один из важнейших показателей для любой страны. По этому показателю Россия оставалась сельской страной.

В городах проживало лишь свыше 30 млн человек. Это составляло 18% всего населения.

Уровень образования в стране был низким. Но постепенно возрос интерес к получению образования среди населения всех слоев общества. Государство ста­ло значительно увеличивать затраты на образование в стране в целом. В период 1900—1915 гг. они увеличились в пять раз. Началась перестройка системы среднего образования, пред­полагалось ввести всеобщее обязательное образование. Строились гимназии, школы, училища. Уже в 1913 г. в учили­щах обучалось 55 тыс. человек, в их числе 10 тыс. девушек. Но несмотря на все эти достижения, только 30% детей регу­лярно обучалось в школах.

К 1914 г. в России было 100 выс­ших учебных заведений, в них обучалось примерно 130 тыс. человек.

Но несмотря на все попытки улучшить образование в стра­не, Россия не попадала в число развитых молодых держав, а значительно от них отставала.

Страна по-прежнему оставалась аграрной, модернизационные процессы охватили незначительную долю народного хозяйства.

Сельское хозяйство давало 51 % национального дохо­да, промышленность — 28%, остальная доля — транс­порт, торговля.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: