Объективная потребность индустриальной модернизации России
В ходе реформ I860—1870гг. началось бурное развитие экономики России, утвердился капиталистический способ производства. Переход к индустриальному обществу — главная задача России в начале XX в.
Индустриальное общество — это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой отрасли и соответствующих ей социальных и политических отношений. Такой процесс принято называть модернизацией.
Но в России модернизация имела свои особенности. Модернизация способствовала укреплению могущества государства. Она мало затрагивала стороны жизни общества и не все сферы и отрасли в экономике.
Индустриальное общество характеризуется следующими показателями:
- преобладанием доли промышленной продукции в национальном доходе;
- преобладанием численности городского населения
над сельским;
- довольно высоким уровнем грамотности населения.
Изменился уровень промышленного развития. По показателям национального дохода Россия занимала четвертое место в мире. Впереди стояли такие страны, как США, Германия и Британская империя.
Уступая США, Российская империя занимала второе место по длине железных дорог.
Однако по качественным показателям Российская империя во многом уступала ведущим странам мира.
Урбанизация (сосредоточение материальной и духовной жизни в городах) — один из важнейших показателей для любой страны. По этому показателю Россия оставалась сельской страной.
В городах проживало лишь свыше 30 млн человек. Это составляло 18% всего населения.
Уровень образования в стране был низким. Но постепенно возрос интерес к получению образования среди населения всех слоев общества. Государство стало значительно увеличивать затраты на образование в стране в целом. В период 1900—1915 гг. они увеличились в пять раз. Началась перестройка системы среднего образования, предполагалось ввести всеобщее обязательное образование. Строились гимназии, школы, училища. Уже в 1913 г. в училищах обучалось 55 тыс. человек, в их числе 10 тыс. девушек. Но несмотря на все эти достижения, только 30% детей регулярно обучалось в школах.
К 1914 г. в России было 100 высших учебных заведений, в них обучалось примерно 130 тыс. человек.
Но несмотря на все попытки улучшить образование в стране, Россия не попадала в число развитых молодых держав, а значительно от них отставала.
Страна по-прежнему оставалась аграрной, модернизационные процессы охватили незначительную долю народного хозяйства.
Сельское хозяйство давало 51 % национального дохода, промышленность — 28%, остальная доля — транспорт, торговля.
Предыдущие статьи: | Следующие статьи: |