Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.

В первой половине XIX в. в России обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Одной из главных причин подъема общественного движения стало понимание того, что Россия отстает от более передовых западноевропейских стран. Необходимость перемен видели прогрессивно мыслящие представители высшей администра­ции. Другой причиной, вызвавшей общественное движение, были народные волнения.

Главными участниками общественного движения были дворяне. Они понимали, что если крепостничество и самодержавие будут сохранены, то это станет гибе­лью страны. Положение России вело к ее отставанию от ев­ропейских стран, не давало возможности развиваться эко­номике. Не менее важной причиной являлось разочарование относительно либерализма Александра I. В 1815—1825 гг. императором был создан военно-политический режим. Мощ­ным фактором стала Отечественная война 1812 г. и длитель­ное пребывание русской армии в Европе. Декабристы четко понимали, что народ, который освободил Россию от Наполе­она, достоин лучшего и что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить. История декабризма начинается с 1810—1811 гг., когда в гвардейских полках по­явились офицерские артели. Первым тайным обществом стал «Союз спасения", который состоял из 30 человек. Это обще­ство сразу наметило главные задачи движения:

- ликвидацию крепостного права;

- изменение абсолютистской формы правления.

В 1818 г. «Союз спасения» был преобразован в «Союз благоденствия», цель которого состояла в воспитании общественного мнения, которое сможет принять пре­образования. Эта идея была изложена в уставе общества — «Зеленой книге». В 1821 г. «Союз благоденствия» распустили, а вместо него возникли Северное и Южное тайные обще­ства, которые начали готовить военный переворот. Програм­мой Северного общества стала «Русская правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева. Согласно «Русской прав­де» Россия становилась республикой по форме правления и унитарным государством по форме государственного устрой­ства. По «Конституции» же Россия превращалась в конституционную монархию по форме правления и в федерацию — по государственному устройству. Военный переворот был запланирован на лето 1826 г. Но в ноябре 1825 г. умер Алек­сандр I. На престол взошел его брат Николай. Члены Север­ного общества организовали выступление в тот момент, когда солдаты присягали Николаю. Это событие произошло 14 де­кабря 1825 г. Днем раньше был принят «Манифест», который провозгласил отмену крепостного права, ликвидацию сослов­ного неравенства. Разработанный план восстания не был реализован, восставших разогнали картечью. Через две неде­ли разгромили восстание Черниговского полка. Было органи­зовано расследование, которым лично руководил Николай I. Пятерых декабристов приговорили к смертной казни, осталь­ных сослали в Сибирь.

В годы правления Николая 1 произошло оформление направлений общественной мысли: официального (консервативно-монархического), либерального (взгляды западников и славянофилов) и революционного.

--Консервативно-монархическое направление нашло отражение в знаменитом выражении С.С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Согласно этому высказыванию Россия представляет собой са­мобытную страну, основами бытия которой являются самодержавие, православие, народность. Консерва­торы считали, что необходимо сохранять и укреплять сословную систему, в которой главенствующее мес­то занимало дворянство. А крепостное право, по их мнению, это благо для народа и государства в целом.

-Формой существования либеральных идей были кружки, в которых возникли основные течения — за­падничество и славянофильство. Представители этих течений не признавали революционных способов пе­реустройства страны. Они делали упор на силу об­щественного мнения и готовность власти к преобра­зованиям. Спорным вопросом был исторический путь России. Западники были уверены в том, что Россия и европейские страны развиваются в одном направле­нии и по одним законам, но только Россия чуть отста­ет. Поэтому задача государства — сократить это от­ставание до минимума. Для решения данной проблемы. просто необходимо отменить крепостное право, вве­сти конституционные формы правления, провести судебную и военную реформы. Идеалом данного те­чения служил Петр I. Славянофилы относились к лич­ности Петра I негативно. Они считали, что он сломал самобытность России. По их мнению, в России до Петра I никогда не было социальных конфликтов и классовой борьбы. В программу славянофилов вхо­дило решение таких вопросов, как отмена крепост­ного права, восстановление связи между народом и самодержавной властью.

-Революционное направление развивалось под влия­нием идей декабристов. Но уже в 1840-е гг. характер революционной мысли изменился. Тайные организа­ции имели в основном просветительский характер. Складывались группы людей, которые изучали отече­ственные и зарубежные политические произведения. В начале 1850-х гг. была разработана теория «русско­го" социализма. По мнению Герцена, Россия имела ряд преимуществ перед европейскими странами. Он же счи­тал, что если отменить крепостное право, наделить кре­стьян землей, то это неизбежно приведет к социализму.

Во второй половине XIX в. окончательно оформились три направления в общественном движении: консер­ваторы, либералы, радикалы.

-Консерваторы — дворянство, духовенство, ме­щанство, купечество и крестьянство (большая его часть) — считали, что самодержавие все еще остается главным устоем государства, а православие является основой духовной жизни. Консерваторы стремились к тому, чтобы не дать провести реформы, а осуще­ствить контрреформы.

-К либералам присоединились обуржуазившиеся по­мещики, часть буржуазии, интеллигенция. Цель либе­ралов состояла в том, чтобы ввести конституционное начало, демократические свободы и продолжить ре­формы.

-Радикалы стремились преобразовать Россию с помо­щью насильственных методов. Они выражали инте­ресы крестьян и рабочих.

Предыдущие статьи: Следующие статьи: